Бог — это Любовь!

Активный участник клуба Илья Гаврилов
Л.А. Высоцкая посоветовала мне познакомиться с одним из наиболее активных членов клуба «Азы духовной культуры» И.Б. Гавриловым: «Илья Борисович не только с огромным воодушевлением посещает наши заседания, а также регулярно приходит в библиотеку по другим вопросам, но и оказывает большую помощь в организации различных мероприятий… Он получил духовное образование, обладает глубокими знаниями православной культуры, а также талантом миссионера, просветителя. Любой читатель библиотеки всегда может обратиться к Гаврилову за консультацией и помощью, найти у него утешение в своих бедах».
Так же как и Дмитрий Веселов, Илья Гаврилов — инвалид первой группы по зрению с небольшим остатком зрительных функций. Он родился в Ленинграде в 1975 году. Учился в Санкт-Петербургской специальной (коррекционной) школе для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота. В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
— Илья Борисович, как Вы считаете, должна ли специализированная библиотека для слепых и слабовидящих заниматься духовно-нравственным, религиозным просвещением?
— Мой ответ: да. Такой работой занимается не только петербургская специализированная библиотека, но аналогичные библиотеки в других российских регионах. Ведь библиотека для слепых и слабовидящих — это не только место, где можно получить аудиокниги и книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом. Это также клуб по интересам, место встречи единомышленников. Здесь проходят мероприятия самой разной направленности. И каждый человек может найти что-то интересное и важное для себя!
Православный клуб «Азы духовной культуры» — это только одно из многочисленных направлений работы библиотеки. Но это направление является очень важным. Бог — это Любовь! Обретая духовные знания, человек одновременно начинает все сильнее чувствовать Любовь и Милость Господа к каждому из нас…
А значит, жить становится легче и радостнее, легче переносить те ограничения, которые налагают слепота и слабовидение.
— Когда Вы пришли к Вере? Как это произошло?
— Все происходит по Воле Господа. Господь привел меня к Вере, когда мне было шестнадцать лет. Это произошло уже в сознательном возрасте. Я понял, что служение Господу — это дело моей жизни. Поэтому и возникло желание поступить учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
— Могут ли православные общины оказать помощь инвалидам по зрению? Участвуют ли члены клуба «Азы духовной культуры» в жизни петербургских церковных приходов?
— Большинство наших братьев и сестер, которые приходят на духовно-просветительские встречи в стены библиотеки, также становятся активными членами городских приходов. Помощь со стороны священнослужителей и мирян может быть весьма разнообразной. Но самое главное, что в церковной общине всегда найдутся люди, способные выслушать и услышать… Православное община — сообщество неравнодушных, сопереживающих людей.
— Как сложилась Ваша жизнь после окончания семинарии?
— В течение многих лет я работал преподавателем духовных дисциплин и церковнославянского языка в «Школе народного искусства Императрицы Александры Федоровны», расположенной на Витебской улице в Санкт-Петербурге. Это одна из нескольких негосударственных православных общеобразовательных школ, действующих в настоящее время в Санкт-Петербурге.
Дети в этой школе изучают те же предметы, что и в обычных государственных школах. После окончания курса обучения они сдают ЕГЭ. Также им преподаются духовные дисциплины, традиционные народные ремесла и т.д. Они воспитываются в православном духе.
В настоящее время я преподаю в воскресной школе, действующей при Храме во имя Святых Иоанна Кронштадского и Марии Магдалины, расположенной на проспекте Косыгина. В этом же храме выполняю функции алтарника. Настоятелем храма является протоиерей Петр Мухин, один из авторитетнейших священнослужителей нашего города. Он является благочинным Красногвардейского округа Санкт-Петербургской епархии и благочинным вузовских храмов Северной столицы.
Я познакомился с Петром Алексеевичем 7 октября 2012 года. Этот день я запомню на всю жизнь. Отец Петр стал моим духовным наставником. Он предложил мне преподавать в воскресной школе и быть алтарником в храме. Кроме того, в настоящее время я продолжаю свое духовное образование: учусь в магистратуре Санкт-Петербург-ской православной духовной академии, готовлю диссертацию на соискание ученой степени «магистра богословия».

Незрячий гусляр Михаил Носов. Выступление на приходском празднике
— Не мешает ли инвалидность по зрению Вашей учебе и церковной работе?
— Я не единственный студент духовного вуза, имеющий инвалидность по зрению. И среди священнослужителей есть такие люди. Так же как и при обучении в светском вузе, мы можем использовать специальные компьютерные программы озвучивания, рельефно-точечные дисплеи и принтеры и т.д. Но самое главное — это духовное зрение. Оно не связано с физическими недостатками.
— Какие мероприятия, проводимые клубом «Азы духовной культуры», Вам особенно запомнились?
— Запомнились встречи с литературоведом Ириной Михайловной Ольшанской. Она регулярно становится гостем клуба и рассказывает о духовных исканиях русских литераторов. Меня заинтересовал ее доклад о православных мотивах в поэзии Блока. Также вспоминаю вечер, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому, на котором мне тоже довелось делать доклад.
— Илья Борисович, знаю, что участие в приходской жизни Храма во имя Святых Иоанна Кронштадского и Марии Магдалины способствовало и устройству Вашей личной жизни…
— Моей супругой стала Наталья, активная прихожанка нашего храма. Венчание и свадьба состоялись в ноябре 2014 года. Для меня всегда было важно создать семью с духовно близким человеком, но найти родственную душу было нелегко. До 39 лет я не женился. Господь привел меня в Храм во имя Святых Иоанна Кронштадского и Марии Магдалины, где я нашел и своего духовного учителя, и супругу, и друзей…
— Что Вы могли бы пожелать своим товарищам по несчастью — инвалидам по зрению, которые только находятся в духовных поисках?
— В двадцатой главе «Евангелия от Матфея» рассказано о двух слепцах, прозревших Милостью Спасителя: «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Православная Вера несет духовное прозрение. Важно идти за Иисусом, так же как «пошли за Ним» прозревшие евангельские слепцы.
Принять обстоятельства своей жизни
А.Н. Лебедев является участником клуба «Азы духовной культуры» с момента его возникновения. «Я родился в 1957 году полностью незрячим, — рассказывает Александр Николаевич. — Когда мне было два года, мне сделали офтальмологическую операцию, давшую небольшой «кусочек» зрения. В течение всей жизни и до сегодняшнего дня острота зрения составляет у меня два процента. Я инвалид первой группы. В школе учился по системе Брайля. Уже в детстве стал заядлым книгочеем, мир рельефно-точечных книг стал моим миром».

Тактильная икона. «Христос Вседержитель»
В 1975 году после окончания специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Лебедев стал работать слесарем-сборщиком на Учебно-производственном предприятии (УПП) № 5 Всероссийского общества слепых (ВОС). На УПП Лебедев проработал до 2011 года. В настоящее время главным делом жизни петербуржца стала общественная работа во Всероссийском обществе слепых. Его супруга, Елена Владимировна, является председателем местной организации «Коломна», объединяющей инвалидов по зрению Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Александр Николаевич помогает ей на общественных началах.
«Наша дружба с Л.А. Высоцкой зародилась благодаря литературному объединению, которое она организовала в 1977 году, начав работать на нашем предприятии. Любовь Алексеевна привлекла к работе поэтессу Раису Дмитриевну Вдовину. Я с детства писал стихи и был очень рад творческому взаимодействию с прекрасными, душевными, отзывчивыми женщинами: библиотекарем Л.А. Высоцкой и поэтом Р.Д. Вдовиной, — делится своими воспоминаниями А.Н. Лебедев. — В середине восьмидесятых годов мы стали еще теснее общаться с Любовь Алексеевной, так как оба пришли к Православной Вере. Я очень благодарен ей за создание клуба «Азы духовной культуры».
— Александр Николаевич, не могли бы Вы рассказать о Вашем пути к Вере?
— Духовные вопросы интересовали меня давно. Я долго искал себя… В начале восьмидесятых годов меня привлекал буддизм и другие восточные религиозные течения. Но в 1988 году в Советском Союзе, в том числе и в Ленинграде, отмечалось Тысячелетие Крещения Руси. Это событие стало для многих людей отправной точкой, давшей возможность задуматься о духовных традициях России, о Вере нашего народа.
Клуб «Азы духовной культуры» способствовал моему духовному становлению. Кроме того, в конце восьмидесятых годов я посещал цикл лекций, которые проводил отец Владимир Цветков в петербургском музее Ф.М. Достоевского. В настоящее время он является протоиереем, настоятелем Храма в честь Иверской иконы Божией Матери поселка Софрониева Пустынь Арзамасского района Нижегородской области.
В конце восьмидесятых годов отец Владимир служил в Ленинграде, в Храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. К счастью, этот храм в советское время не закрывался, кроме нескольких месяцев во время блокадной зимы 1941—1942 года. Я стал не только ходить на лекции отца Владимира в музее Ф.М. Достоевского, но и посещать его церковные службы. Также стал регулярно бывать в Храме во имя Спаса Нерукотворного Образа в Парголово.
В конце восьмидесятых годов духовенство и миряне Храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово взялись за возрождение расположенного поблизости Храма Петра и Павла в Шуваловском парке. В 1991 году обезображенное церковное здание было официально передано Русской Православной Церкви.

Тактильная икона. «Блаженная Матрона Московская
Храм Петра и Павла в Шуваловском парке в начале девяностых годов сыграл особую роль в жизни незрячих и слабовидящих петербуржцев. Его стали посещать многие мои товарищи по несчастью, в том числе группа учащихся, преподавателей и воспитателей специальной (коррекционной) школы для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота. Община храма оказывала нам поддержку. Энтузиасты-чтецы начитывали для незрячих прихожан религиозные тексты.
— Издается ли в настоящее время православная литература рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом?
— В советское время подобная литература почти не издавалась. Начиная с 1992 года, православную литературу выпускает петербургское издательство «Чтение» — крупнейшее в стране издательство, занимающееся выпуском книг для незрячих читателей. Например, в последние годы «Чтение» порадовало православных читателей книгой митрополита Иллариона (Алфеева) «Творенье Божье: Мир и человек». Вышли в свет «Поучения оптинских старцев», книга А.А. Иконникова-Галицкого «Святые русской земли», книга архиепископа Иоанна (Шаховского) «Апокалипсис мелкого греха», книга протоиерея Андрея Ткачева «Земные ангелы, небесные человецы» и многие другие издания.
— Какие мероприятия в клубе «Азы духовной культуры» Вам особенно запомнились?
— Я бы выделил цикл лекций по истории Ветхого и Нового Завета, который еще в середине девяностых годов прочитал в стенах библиотеки протоиерей Александр Панкратов, священник петербургского Храма Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы.

«Евангелие от Иоанна», написанное по Брайлю
В то время отец Александр имел сан диакона и служил в Храме Святой Великомученицы Екатерины при Академии художеств.
Также я всегда с удовольствием посещаю лекции литературоведа Ирины Михайловны Ольшанской, гармонично соединяющей в своих выступлениях богословские и культурологические темы.
— Как, на Ваш взгляд, может помочь Православная Вера в деле реабилитации инвалидов по зрению?
— Для каждого верующего человека, вне зависимости от наличия или отсутствия физических недостатков, «Евангелие» является путеводной звездой, путеводителем по жизни. Если незрячий или слабовидящий идет за этой звездой, осознает, что хочет от него Творец, то ему будет гораздо легче принять тяжелые, даже трагические обстоятельства своей жизни.
Фотографии автора и из архива Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих
Страницы: 1 2