В 1945 году в Курске открылась музыкальная школа для ослепших фронтовиков. В 1954 году на её базе было создано музыкальное училище для инвалидов по зрению. В мире существуют всего два подобных образовательных центра (в Курске и Праге), дающих возможность людям с особыми потребностями стать профессиональными музыкантами. Визитной карточкой учебного заведения стал Международный конкурс незрячих музыкантов, каждые три года собирающий талантливых исполнителей из многих регионов России и зарубежных стран.
Всегда спеши к своей звезде,
К своей обманчивой мечте!
Пусть неудача – вновь вставай,
Вперёд смотри, вперёд шагай.
Это отрывок из стихотворения «Мой девиз» выпускницы Курского музыкального колледжа-интерната слепых (именно так сейчас называется это среднее профессиональное учебное заведение) 2005 года Екатерины Волковой. Также как и многие другие студенты колледжа, Екатерина была активной участницей литературной студии «Свет сквозь тьму».
Литературные студии и кружки действуют практически во всех специальных учебных заведениях для инвалидов по зрению и являются важной частью внеклассной работы. Но, можно сказать, что самодеятельным поэтам и прозаикам из курского колледжа особенно повезло. С ними занимается именитый курский поэт, член Союза писателей России В.А. Нарыков. Кстати, он является автором текста и музыки официального гимна колледжа – «Песни о музыкальном братстве».
Питомцы Вячеслава Александровича активно публикуются в поэтических сборниках, участвуют в конкурсах Всероссийского общества слепых (ВОС) «Поэтическое ристалище». Кстати, Екатерина Волкова в 2003 году завоевала на этом конкурсе вторую премию… И всё же, в первую очередь, курский колледж известен не литературными, а музыкальными успехами.
Сюда принимают инвалидов по зрению от 16 до 30 лет. Более половины выпускников продолжают профильное обучение в высших учебных заведениях, в том числе в московской и петербургской консерваториях и других ведущих музыкальных вузах страны. Остальные – начинают работать по специальности: преподавателями детских музыкальных школ, организаторами культурно-массовой работы в клубах и домах культуры, художественными руководителями коллективов народного творчества и т.д.
В настоящее время в колледже-интернате четырёхгодичный курс обучения проходят сто студентов. Принимаются абитуриенты и с полным средним, и с неполным средним образованием. Со студентами работают пятьдесят преподавателей, концертмейстеров, иллюстраторов хора и других творческих работников. В учебном заведении также трудятся социальные педагоги, воспитатели и психологи. Кроме того, здесь действует собственная медицинская служба: терапевт, физиотерапевт, офтальмолог, невропатолог, стоматолог. Помощь медиков студентам действительно необходима. Инвалидность по зрению нередко сопутствует с целым рядом других тяжёлых заболеваний.
Обучение проводится по трём специальностям: инструментальное исполнительство, вокальное искусство и хоровое дирижирование. Специальность «инструментальное исполнительство» предполагает обучение практически по всем инструментам, представленным в симфоническом, духовом и русском народном оркестре. Не забыты и современные электроинструменты, широко используемые на эстраде.
Некоторые абитуриенты перед поступлением в колледж посещали детскую музыкальную школу. Кто-то занимался в музыкальных студиях и кружках. Многие приходят совсем без музыкальной подготовки. «Конечно, во взрослом возрасте невозможно «с нуля» освоить фортепьяно или виолончель на профессиональном уровне. Но вполне возможно пройти обучение по классу баяна, гитары и ряда других инструментов», – рассказывает директор учебного заведения, заслуженный работник культуры РФ С.Г. Попков.
Постижение мира музыки
Обучение незрячих студентов в основном проходит также, как их «глазастых» ровесников. Рельефно-точечный (брайлевский) шрифт позволяет записывать не только буквы, но и ноты. Слепые музыканты в силу объективных причин не могут читать с листа. На сцене они играют только по памяти, а с нотной партитурой работают в процессе подготовки к выступлению. При профессиональной игре на большинстве музыкальных инструментов постоянно задействованы обе руки. Невозможно одновременно управлять инструментом и уделять внимание партитуре.
Отсутствие зрения затрудняет игру в ансамбле или оркестре, пение в хоре, так как музыканты не могут воспринимать визуальных сигналов художественного руководителя, не видят палочку дирижёра или хормейстера. Существует красивая легенда, что незрячие люди будто бы самой природой созданы для музыкальной профессии. На самом деле это, к сожалению, не совсем так.
Опыт работы курского колледжа, также как и других учебных заведений, показывает, что овладение музыкальной грамотой обычно даётся инвалидам по зрению (особенно инвалидам с рождения) тяжелее, чем людям с нормальными визуальными возможностями. Например, у этой категории учащихся и студентов сложнее вырабатывается «профессиональное» чувство ритма. Связано это с естественными ограничениями в двигательной активности, которые накладывает отсутствие зрения.
Слепота и сопутствующие ей отклонения в моторике очень мешают на начальном этапе обучения, при выработке правильной посадки, положения рук, необходимых двигательных навыков, ориентировке на клавиатуре и т.д. Кроме того, отсутствие зрения мешает формированию образного мышления. Но все эти и многие другие проблемы успешно решаются благодаря совместной творческой работе, трудолюбию и упорству преподавателей и студентов колледжа. «С советских времён в коррекционных учебных заведениях зарплата на 20% выше, чем в обычных школах и училищах. Мне думается, что наши коллеги достойны этой надбавки», – с улыбкой замечает директор колледжа.
Станислав Георгиевич приводит пример выпускника 2012 года по классу гитары Ивана Кривохижина. Он родом из Белгорода. Имел востребованную и любимую профессию газоэлектросварщика. Работал на заводе. Но несколько лет назад произошла трагедия: в результате взрыва газового баллона парень полностью ослеп. Тогда ему было всего 23 года…
Любимая девушка, которую Ваня уже считал своей невестой, отказалась от него в первый же день и даже не пожелала навестить в больнице. Друзья-приятели тоже как-то сразу отшатнулись и перестали давать о себе знать. Рядом с Ваней оставался только один верный и преданный человек – его мама. Именно она взяла сына за руку и привезла в Курск, поступать в колледж-интернат.
«Я уверен в том, что Ваня сможет успешно работать в своём родном городе по новой специальности. Он хочет стать преподавателем гитары в детской музыкальной школе. И я могу с полной ответственностью сказать, что наш выпускник хорошо подготовлен к педагогической деятельности. Он способен найти индивидуальный подход и к здоровым детям, и к ребятам с особыми потребностями», – отмечает Станислав Георгиевич.
Директор не бросает слова на ветер. Он следит за судьбами всех своих выпускников и радуется тому, что безработных среди них практически нет. Исключение составляют только парни и девушки с большим «букетом» сопутствующих заболеваний, препятствующих профессиональной деятельности. Но и для них обучение в колледже не было бессмысленным. Навыки игры на музыкальном инструменте помогают радовать родных и близких и самому наслаждаться миром звуков. Разве этого мало?..
Важная веха в биографии музыкантов
Международный конкурс незрячих музыкантов с 2001 года проводится в Курске каждые три года. В настоящее время идёт активная подготовка к пятому смотру, который состоится в ноябре 2013 года. «С 1978 года студенты и преподаватели из Курска принимают участие – и весьма успешное! – в Международном конкурсе незрячих музыкантов в Праге, который каждые три года организуют наши коллеги из Консерватории имени Яна Дейла (чешского образовательного учреждения для инвалидов по зрению). Все эти годы витала идея об организации подобного смотра в Курске. Мне очень приятно, что в 2001 году эту идею удалось реализовать», – рассказывает С.Г. Попков.
Станислав Георгиевич с увлечением повествует об обладателе Гран-при первого курского конкурса незрячих музыкантов, кларнетисте, выпускнике Российской академии музыки имени Гнесиных Вадиме Титове: «Победа в 2001 году стала важной вехой в биографии талантливого кларнетиста. После этого он побеждал ещё на многих конкурсах, но Курск остался в его сердце… На четвёртом конкурсе В.В. Титов был членом жюри, а также провёл мастер-класс для наших студентов. Этот человек является кумиром для многих незрячих музыкантов, для многих наших студентов, так как ему удалось добиться мирового признания, взойти на музыкальный олимп».
Зашёл разговор и о пианистке из белорусского города Полоцка Елене Кухаренко. Девушка, потерявшая зрение в семилетнем возрасте после травмы на детской площадке, закончила Курский музыкальный колледж-интернат в 2009 году и стала студенткой расположенного в Москве Государственного специализированного института искусств Министерства культуры РФ. В ноябре 2010 года она завоевала Гран-при на четвёртом конкурсе незрячих музыкантов в Курске. В марте 2011 года выпускница колледжа стала победительницей аналогичного конкурса в Праге. Её пригласили в гастрольное турне по Италии.
Талантливые люди – талантливы во всём. Пример Кухаренко это доказывает. Во время учёбы в Курске она неоднократно в качестве вокалистки побеждала на областных конкурсах патриотической песни. Кроме того, девушка активно участвовала в соревнованиях по теннебилю (настольному теннису для инвалидов по зрению).
Три конкурса Ольги Грачёвой
Ольга Грачёва – выпускница 2012 года. Также как и Елена Кухаренко, она собирается продолжить учёбу в московском Государственном специализированном институте искусств. Оля – незрячая с рождения, родилась в 1991 году в столице Республики Адыгея Майкопе. В четыре года мама привела девочку к учительнице музыки, которая жила на соседней улице. Сначала педагог в игровой форме занималась развитием ритма, слуха, памяти. А в пять лет начался долгий путь постижения фортепьянной игры.
С 1998 года по 2008 год Грачёва училась в армавирской школе-интернате для слепых
и слабовидящих детей. Одновременно окончила курс музыкальной школы. Несмотря на свою молодость, Оля уже успела принять участие в трёх курских Международных конкурсах незрячих музыкантов. В 2004 году она завоевала вторую премию в детской возрастной группе 12-15 лет. В 2007 году её выступление было не столь удачным, девушка выбыла из борьбы после первого тура. В 2010 году стала дипломантом конкурса.
«У музыкантов всё как у олимпийцев. Как говорится, главное – не победа, а участие. Но, конечно же, все настроены бороться за победу, за Гран-при. Я тоже очень рассчитываю на успешное выступление на конкурсе 2013 года и прилагаю для этого все возможные усилия, упорно тренируюсь», – рассказывает Ольга.
В мае 2011 года в жизни молодого музыканта произошло примечательное событие. Ей была оказана честь выступить в Большом зале петербургской филармонии на церемонии торжественного открытия Четвёртого международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу». Вместе с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Михаила Татарникова Ольга исполнила первую часть концерта Шумана для фортепьяно с оркестром.
«Для меня это был первый опыт выступления с симфоническим оркестром. Опыт очень полезный и приятный. Быть солистом – это замечательно! На сцене волнение сразу проходит. Я просто наслаждалась музыкой… Добрую, радостную атмосферу этого концерта и предшествующих ему репетиций я запомню на всю жизнь. В симфоническом оркестре более ста человек. Когда я подходила к роялю, они все меня приветствовали: скрипачи постукивали смычками, духовики – клапанами, ударники – барабанными палочками…»
Выступать с оркестром на престижной творческой площадке Ольгу пригласили не случайно. Годом раньше, на фестивале 2010 года, она успешно выступила с сольной программой. «Чтобы научиться солировать оркестру мы вместе с моим педагогом Ж.Г. Сбитневой репетировали на двух фортепьяно. Жанна Григорьевна выступила в роли концертмейстера и «заменила» для меня целый оркестр».
Наряду с музыкой Ольга также увлекается шахматами. В школе она была активным участником шахматного кружка. Сейчас на эту мудрую игру времени не хватает. Но всё же девушка продолжает играть и принимать участие в соревнованиях. Она также не забывает дорогу в спортивный зал колледжа, занимается на тренажёрах. Ольга – человек реабилитированный. С белой тростью она осваивает новые городские маршруты, владеет навыками самообслуживания, постигает премудрости кулинарии.
Как повлияло отсутствие зрения на её жизненный опыт, на формирование духовного мира? «Существует такой термин: люди с ограниченными возможностями… Мне думается, это определение точно описывает существо дела. Я тоже ощущаю свои ограниченные возможности, например, когда оказываюсь в незнакомом районе Курска или в другом городе. Вообще, незрячему человеку бывает непросто быстро оценить окружающую обстановку… Но, с другой стороны, если бы я родилась зрячей, то вполне возможно не стала бы музыкантом. А красота и сила музыки безгранична!»
Страницы: 1 2