К столетию со дня рождения профессора В.В. Волкова
Участник Великой Отечественной войны, профессор В.В. Волков родился 20 января 1921 года в Ташкенте. 21 февраля 2019 года в Санкт-Петербурге его сердце перестало биться. У него было немало званий и наград: генерал-майор медицинской службы, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденов Ленина, Отечественной войны, Красной Звезды и т.д. В 2000 году Международный астрономический союз присвоил малой планете Солнечной системы № 7555 имя «ВенВолков». Вениамин Васильевич по праву воспринимался и врачами, и пациентами, и широкой общественностью как Патриарх российской офтальмологии, человек, олицетворявший живую, неразрывную связь поколений.
Редакция газеты «Поле зрения» обратилась к одному из учеников Вениамина Васильевича, профессору Л.И. Балашевичу, с просьбой написать о нем очерк.
Леонид Иосифович Балашевич является заслуженным деятелем науки РФ, почётным доктором Военно-медицинской академии, лауреатом премии им. С.Н. Фёдорова, награждён девятью медалями СССР и России. Под руководством профессора В.В. Волкова Л.И. Балашевич прошёл великолепную офтальмологическую школу, позволившую ему стать одним из ведущих отечественных ученых, великолепным хирургом. Он руководил кафедрой офтальмологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, возглавлял Санкт-Петербургский филиал «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова».
Леонид Иосифович откликнулся на нашу просьбу, за что мы сердечно его благодарим.
Памяти профессора Вениамина Васильевича Волкова
Л.И. Балашевич
20 января 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения профессора, генерал-майора медицинской службы, начальника кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии в 1967 – 1989 годах Вениамина Васильевича Волкова.
Судьба подарила ему долгую и успешную жизнь – он не дожил до своего столетнего юбилея всего два года. Пик офтальмологической и военной карьеры Вениамина Васильевича пришёлся на последние четверть века существования Советского Союза, когда ещё положение человека в обществе определялось не толщиной кошелька, а талантом, трудолюбием, целеустремлённостью и когда государство поощряло таких людей высокими званиями и наградами, что придавало им дополнительный авторитет.
Я думаю, что даже молодые офтальмологи знают имена выдающихся ученых, клиницистов, прославивших отечественную офтальмологию в недавнем прошлом: Н.А. Пучковской, М.М. Краснова, Т.И. Ерошевского, С.Н. Фёдорова, Э.С. Аветисова и других. Многие из них были академиками или Героями Социалистического Труда, а некоторые и теми, и другими. Вениамин Васильевич Волков выделялся в этом ряду ещё и тем, что был не только Героем, но и единственным генералом от офтальмологии.
Вениамин Васильевич унаследовал первую в России кафедру офтальмологии Военно-медицинской академии у профессора Бориса Львовича Поляка, который в трудные военные и первые послевоенные годы с сумел сохранить и приумножить наследие военной офтальмологии, сам достиг высокого положения в офтальмологическом сообществе и в военной среде. Вениамин Васильевич стал достойным продолжателем традиций, заложенных великими предшественниками, поднял на новый уровень достижения военной офтальмологической науки. О высокой репутации кафедры в профессиональном сообществе говорит тот факт, что достигшие предельного возраста, установленного для военных врачей, соратники и ученики Вениамина Васильевича занимали затем кафедры офтальмологии почти во всех ленинградских вузах: А.И. Горбань и Е.Е. Сомов ‒ в Педиатрическом медицинском институте, О.А. Джалиашвили и Н.Н. Бохон ‒ в Первом медицинском институте имени И.П. Павлова, Р.Л. Трояновский и Л.И. Балашевич ‒ в Медицинской академии последипломного образования.
Пользуясь тем, что клиническая база кафедры находилась в его непосредственном подчинении, Вениамин Васильевич прекрасно организовал учебный процесс в неразрывной связи с клинической практикой, что обеспечивало высочайший уровень теоретической и клинической подготовки адъюнктов, клинических ординаторов и слушателей двухгодичного факультета усовершенствования врачей – специфической для академии структуры. Я испытал это на собственном опыте: оканчивая обучение на этом факультете, я уже самостоятельно выполнял весь основной набор хирургических вмешательств, включая операции по поводу отслойки сетчатки.
Не менее дорог мне Вениамин Васильевич также и тем, что он определил мою судьбу в офтальмологии, предложив работать на своей кафедре, где я прошёл великолепную школу, позволившую мне впоследствии стать директором Санкт-Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» и заведующим кафедрой офтальмологии в Академии последипломного образования.
Вениамин Васильевич уделял первостепенное внимание развитию научных исследований на кафедре. Под его руководством и с его непосредственным участием были выполнены интересные исследования по проблемам военной травмы, диагностики глаукомы, онкологии, по разработке и применению новой лазерной техники в офтальмологии. Вениамин Васильевич привлёк меня к разработке проблемы органосохранного лечения внутриглазных опухолей. В то время к этому направлению проявлялся большой интерес, что позволило мне глубоко погрузиться в тематику и отточить свою хирургическую технику.
Второе направление, которым предложил мне заниматься Вениамин Васильевич, с учетом моих знаний в области фотографической оптики и опыта исследований на кафедре физиологии по проблеме влияния интенсивных световых воздействий на орган зрения, было освоение и разработка новой лазерной техники. Благодаря этому я одним из первых в стране освоил работу на аргоновом лазере и принял участие в увлекательной и интересной работе по созданию первого отечественного аргонового лазера в сообществе с такими замечательными людьми, как Ю.Л. Тверской, Л.А. Линник, Е.С. Либман и А.Д. Семёнов. Лазерная тематика стала моим увлечением на всю оставшуюся жизнь в профессии.
Перебирая в день юбилея В.В. Волкова архив фотографий, сделанных мной во время работы на кафедре, я обратил внимание на то, что в нём почти нет снимков Вениамина Васильевича в парадной форме. Я видел и снимал его в рутинные рабочие дни в белом халате и шапочке. Таким он и остался в моей памяти навсегда – неутомимым тружеником, добрым учителем, блестящим доктором и просто хорошим человеком…
Фото из архива Л.И. Балашевича