Интервью с доктором Зорицей Савкович
16-17 июня 2016 года ФГБУ «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии» Минздрава России (генеральный директор профессор Э.Р. Мулдашев) посетила профессор медицинского факультета Белградского университета, руководитель клиники «Ревида» (г. Белград) Зорица Савкович.
В газете «Поле зрения» уже опубликована статья о ее первом визите в г. Уфу в 2009 г. («Возвращение к истокам», № 3, 2014 г.)
— Уважаемая доктор Савкович, Ваш первый визит в город Уфу, во Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, состоялся в ноябре 2009 года. Тогда были установлены наши первые научные контакты, и за эти 7 лет многое поменялось в жизни нашего Центра и Вашей известной клиники «Ревида». Вы бы могли рассказать, что сегодня представляет Ваша клиника, какого профиля специалисты трудятся в ней и какие виды медицинской деятельности Вы реализуете в своей практической работе?
— Я рада, что повторно посещаю вашу клинику и обратила внимание, как много вы сделали. В Белграде наша клиника стала многопрофильной, мы работаем с пациентами с разными патологиями органа зрения и другими заболеваниями. Максимально наша деятельность связана с детской неврологией, детской офтальмологией, педиатрией и многими другими заболеваниями (например, аутизм, ДЦП, психофизиологические проблемы у детей). И мы сотрудничаем с российскими врачами, которые приезжают к нам и проводят осмотр и лечение этих детей. Также наша клиника проводит сертификацию сотрудников морской службы и выдает им медицинский сертификат на соответствие здоровья их профессиональной деятельности. В нашей клинике функционирует большой салон оптики, и у нас получают реабилитацию дети с амблиопией и косоглазием. Это узкая специализация нашей больницы. При этом наши сотрудники применяют различные методики российских клиник и достигли успеха в лечении.
Клиника строит новые дополнительные операционные залы, так как мы активно применяем различные хирургические технологии, для этого недостаточно операционных залов. Строим новое большое здание, чтобы расширить свои возможности. Мы хотели зарегистрировать исключительно эффективные биоматериалы Аллоплант, разработанные профессором Э. Мулдашевым, и применять их в Сербии. К сожалению, не представляется возможным его зарегистрировать. Но не важно, ведь мы решили, что наши пациенты будут приезжать в вашу клинику на хирургическое лечение и реабилитацию.
— Скажите, пожалуйста, доктор Зорица, Вы сами и Ваши сотрудники известны не только как практические врачи, но и научные сотрудники. Вы разрабатываете самые различные научные проблемы. Недавно мы познакомились с Вашей научной публикацией по использованию компьютерных технологий в профессиональной реабилитации офтальмологических больных. Могли бы Вы рассказать об этом подробнее для российских читателей? Какие научные проблемы Вы разрабатываете, какие публикации есть у Вас лично и у Ваших сотрудников?
— Да, мы 15 лет разрабатываем компьютерные технологии в реабилитации офтальмологических больных. Это сербско-российская научная методика, и здесь мы преуспели. Работаем с детьми слабовидящими и слепыми. Используя компьютерные технологии, учим детей видеть и работать. После этого они могут достойно жить и учиться. Мы уделяем много времени этой проблеме в университете, что отражено в монографии, которая скоро будет готова, и я обязательно отправлю Вам ее.
— Среди Ваших сотрудников значится имя широко известного специалиста в области восстановительной хирургии глазницы, профессора Радмило Рончевича. В рамках нашего сотрудничества он посетил клинические отделы и научные подразделения Центра, выступал с лекциями. Результатом нашего сотрудничества стали публикации в российских журналах. Как Вам представляется дальнейшее научное взаимодействие двух наших офтальмологических центров?
— Рада слышать об этом. Профессор Рончевич очень доволен тем, что у вас увидел. Он работает над новыми методами лечения заболеваний орбиты, кроме того, он разрабатывает методы хирургического лечения экзофтальма. Это относительно редкая патология как у нас в стране, так и за рубежом. Я уверена, что наше научное сотрудничество будет развиваться. Профессор Рончевич готов приезжать к вам и делать операции и помогать пациентам с тяжелыми осложнениями тиреотоксикоза.
— Известно, что современная офтальмология — многоотраслевая дисциплина. Выделены в отдельную область, например, лечение глаукомы, рефракционная хирургия, витреоретинальная хирургия. Какова сфера Ваших личных научных и практических интересов? Кто Вы по своей первичной профессии? И, если можно так выразиться, куда Вы вкладываете душу?
— Я — детский офтальмолог, лечу детские глаза: косоглазие и амблиопию. Занимаюсь проблемой амовроза. Я закончила два факультета в Белградском университете: медицинский факультет и факультет по специальной реабилитации слепых детей в Белграде. Я хочу понять, как слепые дети воспринимают мир, что они проживают в своей душе и как им помогать. В течение 20 лет работаю над гуманитарными проектами, которые помогают слепым детям. Детские глаза — это основная сфера моей научной и профессиональной деятельности.
— Вы затронули очень интересную проблему слабовидящих и слепых детей. Данная проблема находится на стыке психологии, нейрофизиологии, медицины. Это сложная комплексная медицинская и социальная проблема. Ведь вопрос в адаптации, мироощущении слепого ребенка. Вы коснулись такой тонкой материи, как восприятие мира слепым или слабовидящим ребенком. То, чем Вы занимаетесь, это настолько трудно и сложно, но это так важно и нужно, пусть даже удельный вес этих детей небольшой.
Среди офтальмологической патологии, например, много миопии, возрастной макулярной дегенерации, в этой области работает много специалистов. А слепых детей от рождения в общей структуре глазной патологии не так много, но ведь кто-то должен с ними работать.
— Очень и очень сложно, и каждый раз мы узнаем что-то новое.
— Доктор Зорица, известно, что Вы автор практического пособия по детской офтальмологии. Каковы на сегодня основные векторы развития педиатрической офтальмологии в Сербии и в Вашей клинике в частности? Мировые тренды детской офтальмологии? Как Вы могли бы охарактеризовать состояние детской офтальмологии как в Сербии, так и в европейской медицине в целом?
— Детская офтальмология интенсивно развивается. Очень важна и актуальна профилактика заболеваний органа зрения. Мы работаем над профилактикой зрения на первом году жизни ребенка, когда ребенку исполняется 4-6 мес. делаем первый осмотр. Очень важно следить за рефракцией. Когда рефракция увеличивается, мы делаем коррекцию в первый год и начинаем реабилитацию, чтобы у него не возникало проблем со зрением в школе. Раньше профилактику проводили слишком поздно. И было много детей с косоглазием и амблиопией, со слабовидящим оком. В этом направлении движется наука в детской офтальмологии, чему я очень рада. Перед приемом в школу мы проводим следующий осмотр, и результаты осмотра впечатляют. В университете изучать детскую офтальмологию очень сложно, офтальмологов достаточно в Сербии, но мало детских. Я думаю, детская офтальмология интересная, но и тяжелая наука, нужно иметь особенное ощущение и умение работать с детьми.
— А Вам довелось изучать опыт детской офтальмологии в других европейских странах? И Вы где-то проходили стажировки, обучались, изучали опыт своих коллег в других европейских странах?
— Да, в Германии. Гамбург, Мюнхен и Бонн. Там много квалифицированных специалистов, применяющих современные методы лечения косоглазия. У них хорошо оснащены клиники. И я думаю, это эффективно помогает в лечении косоглазия. Немецкая офтальмология интенсивно развивается. Я многому научилась у немецких коллег, так же как и у российских.
— Спасибо. В прошлом году мы получили известие, что Вы стали профессором медицинского факультета Белградского университета. Как ведется подготовка врачей-офтальмологов в Вашей стране? Какие образовательные стандарты Вы используете в учебной работе? И каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы в современной системе подготовки специалистов-офтальмологов?
— В Сербии офтальмолог — интересная профессия, и многие хотят получить специальность офтальмолога, но это нелегко сделать. В Сербии офтальмологии обучают по учебникам, очень мало практической работы, я думаю, что это основная проблема. Наши специалисты, работая 3-4 года, очень мало оперируют. Обследуя пациентов, они читают, составляют анамнез, занимаются выпиской. По моему мнению, в будущем необходимо больше заниматься практической деятельностью. Офтальмология очень привлекательная специальность, на первом месте — в Сербии, но прием в университет по специальности «офтальмология» ограничен.
— Скажите, какие этапы проходит студент? Школьник окончил школу и хочет стать врачом. Может быть, он мечтает стать офтальмологом. Давайте начнем с поступления в медицинский университет после окончания средней школы.
— Абитуриент при поступлении в медицинский университет сдает следующие вступительные экзамены: математика, физика, химия и биология. Успешно сдав экзамены, он поступает в медицинский университет.
В среднем принимают 300-400 студентов на 1 курс, 200 — на бюджет, а остальные — на платной основе. Есть и отделение, где проводят обучение на английском языке для студентов из других стран: факультет общей медицины и фармацевтический.
— На какой факультет надо поступить, чтобы стать офтальмологом?
— Нужно закончить медицинский факультет, далее пройти специализацию по офтальмологии.
— Сколько лет студент будет учиться?
— 5 лет.
— Что он делает после окончания медицинского факультета?
— Студент должен один год стажироваться по общей медицине, а затем пройти конкурс по специальности «офтальмология», и необходима рекомендация из здравоохранения.
— Сколько лет обучаются, чтобы получить специальность офтальмолога?
— 4 года — стажировка по офтальмологии.
— Получается, в общей сложности он учится больше 10 лет?
— Да, и один год проходит субспециализацию, например, по косоглазию.
— Это 11-12 лет?
— Каждые пять лет нужно выполнять научные и практические работы, чтобы следующие 5 лет работать по своей специальности.
— Так, давайте считать: 5 лет — учеба в университете, 1 год — общая специализация, это 6 лет; затем 4 года — специализация по офтальмологии, это 10 лет; далее 1 год — субспециализация. Итого — 11 лет.
— Но субспециализация необязательна.
Страницы: 1 2