д.м.н., профессор кафедры офтальмологии педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, академик Европейской академии естествознания и член-корреспондент Российской академии естествознания
Окончил педиатрический факультет 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова в 1985 г. Проходил обучение в интернатуре и очной аспирантуре на кафедре офтальмологии педиатрического факультета РГМУ. Окончив досрочно аспирантуру, работал ассистентом на кафедре глазных болезней педиатрического факультета РГМУ.
В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Эффективность хирургической профилактики прогрессирующей близорукости в зависимости от биомеханических свойств тканей глаза», а в 1998 г. – докторскую диссертацию по теме «Биомеханические закономерности распределения напряжений в тканях глаза при эмметропии и аметропиях у детей». С 1997 по 2003 гг. – доцент кафедры. С 2003 г. по настоящее время – профессор кафедры офтальмологии педиатрического факультета.
С 1999 по 2006 гг. – член ученого совета Института пластической хирургии и косметологии. С 2002 по 2005 гг. – заместитель председателя проблемной учебно-методической комиссии по офтальмологии при ВУНМЦ МЗ РФ. В 2005 г. исполнял обязанности заведующего курса усовершенствования врачей на кафедре. С 2006 по 2007 гг. ответственный секретарь журнала «Российская педиатрическая офтальмология». С 2007 по 2011 гг. – научный редактор журнала. С 2012 г. по настоящее время заместитель главного редактора журнала «Российская детская офтальмология».
В качестве научного руководителя подготовил к защите 7 диссертантов на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Автор и соавтор 251 научной работы, 6 монографий, имеет 13 авторских свидетельств на изобретения. Неоднократный лауреат конкурса научных работ РГМУ, награжден дипломом и серебряной медалью Всероссийского выставочного центра.
Научная деятельность С.А. Обрубова посвящена в основном таким направлениям, как прижизненная акустическая биометрия глаза, близорукость, ассоциированная с недифференцированной дисплазией соединительной ткани, разработка хирургических, медикаментозных и немедикаментозных методов лечения прогрессирующей близорукости у детей, охрана зрения детей школьного возраста, экспериментальная офтальмология, офтальмологические аспекты хирургической коррекции возрастных изменений органа зрения.
С.А. Обрубов разработал акустический способ неинвазивной прижизненной оценки биомеханического напряжения в тканях глаза, расширяющий диагностические возможности при аметропиях, при оценке внутриглазного давления у детей, возрастных изменениях тканей век. В рамках данного направления выполнено 4 диссертационных исследования, в том числе докторская диссертация С.А. Обрубова и кандидатские диссертации С.В. Грищенко, И.В. Рогожиной, Г.А. Имамалиевой. Итогом этих исследований явилась монография «Акустическая биомеханика глаза и ее значение для клиники» (Обрубов С.А., Сидоренко Е.И., Федорова В.Н., Дубовая Т.К., Древаль А.А) и руководство для врачей «Эстетическая блефаропластика. Офтальмологические и хирургические аспекты» (Обрубов С.А., Виссарионов В.А.).
Под его руководством и при участии разработан оригинальный хирургический способ изменения направленности напряжения растяжения в экваториальной области склеры миопических глаз путем искусственно созданной дистракции склеры – дистракционная склеропластика. Благоприятное влияние механической индукции, искусственно созданной дистракцией склеры и стимулирующей репаративную регенерацию, сохраняет на продолжительный период уровень компенсаторно-приспособительных процессов в склере глаз. Разработанная технология хирургического лечения прогрессирующей близорукости у детей нашла отражение в кандидатской диссертации Н.С. Учаевой.
Под руководством С.А. Обрубова и при участии разработаны новые эффективные методы комплексного лечения у детей прогрессирующей близорукости, ассоциированной с недифференцированной дисплазией соединительной ткани и сочетающейся с экстраокулярной патологией. Итоги данной работы нашли отражение в кандидатских диссертациях (М.Ю. Демидова, Ю.Г. Беспалюк, И.В. Свирчевский, Е.А. Хоконова, А.О. Иванова, О.А. Богинская).
При разработке новых технологий лечения С.А. Обрубов изучает заболевания глаз на основе использования ряда экспериментальных моделей (миопической болезни, осевой близорукости, хронического тонзиллита, хронической ацетилсалициловой язвы желудка, хронического гломерулонефрита с вторичным тубулоинтерстициальным нефритом). По вопросам экспериментального моделирования издана монография «Экспериментальная офтальмология: морфологические основы новых технологий лечения» (под общей редакцией С.А. Обрубова, Г.В. Ставицкой, И.Б. Медведева, А.А. Древаля).
Научные исследования С.А. Обрубова проведены и по организации охраны зрения детей общеобразовательного учреждения. Задаче сохранения и укрепления здоровья детей, формированию в обществе ценности здоровья и здорового образа жизни отвечает изданная монография «Охрана зрения детей общеобразовательного учреждения: от концепции до практики» (под редакцией С.А. Обрубова, Е.И. Сидоренко, Т.Л. Воробьевой, И.В. Кузнецовой). В монографиях «Оригинальные методы медико-психологической диагностики и сопровождения детей в «Школе здоровья» и «Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении проекта «школа здоровья» в детских домах и школах-интернатах» отдельные главы подготовлены при участии С.А. Обрубова.
С.А. Обрубов предложил использовать сказку в качестве системы воспитания культуры зрительной деятельности у детей общеобразовательного учреждения. Была издана офтальмологическая сказка «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» (С.А. Обрубов, Е.И. Сидоренко).
Совместно с Л.М. Феррои, сотрудником Комплекса социальной помощи детям и подросткам, была разработана методическая программа. Содержание программы направлено на то, чтобы научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Программа по использованию сказочного материала была апробирована в течение нескольких учебных лет на базе Комплекса социальной помощи детям и подросткам (директор – профессор, д.м.н. В.Н. Касаткин). Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что программа имеет практическую ценность и дает основание для дальнейших исследований.