д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки УССР, заведующий кафедрой глазных болезней Украинского института усовершенствования врачей, главный окулист Минздрава Украинской ССР
Родился в семье врачей и ученых. Шевалевы – это была целая врачебная династия. Прадед был земским врачом-окулистом в Шуе.
Отец, Евгений Александрович, вместе с А.А. Богомольцем закончил медицинский факультет Новороссийского университета, блестяще защитил докторскую диссертацию, стал профессором, а затем основателем и заведующим психиатрической клиникой Одесского мединститута.
Мать, Евгения Никодимовна, закончила Бестужевские курсы, которые считались «зарей высшего женского образования в России», получила докторскую степень, работала вначале в институте им. В.М. Бехтерева, а затем переехала в Одессу и работала в психиатрической клинике.
Брат, Андрей Евгеньевич, был профессором-физиологом в физиологической лаборатории института им. В.П. Филатова, а его жена – главным офтальмологом 4-го Главного управления при МЗ УССР.
Двое сыновей, Владимир и Анатолий, а также дочь Вера стали известными окулистами, продолжив семейные традиции.
Примером для Владимира Евгеньевича был его отец Евгений Александрович, который жил под девизом: «Светя другим, сгораю сам».
У Владимира Евгеньевича Шевалева были великолепные учителя.
Он вспоминал высказывание академика В.М. Бехтерева, который был частым гостем отца: «Если после разговора с врачом больному не становится лучше, то он не врач».
Продолжая семейные традиции, Владимир Евгеньевич в 1927 г. поступает на лечебно-профилактический факультет Одесского медицинского института. Анатомию преподавал профессор Лысенков, которого В.П. Филатов называл «красою медицинского факультета».
Студент Владимир Шевалев увлекался физиологией. Лекции по физиологии читал ученик И.П. Павлова – профессор Е.И. Синельников.
В лаборатории профессора Е.И. Синельникова Владимир Шевалев пропадал целыми днями, долгие часы просиживая за микроскопом. Здесь в лаборатории появились его первые научные работы: «Об условном рефлексе на пилокарпин» и «О влиянии анемии мозга на условно-рефлекторную деятельность».
Офтальмологию на IV курсе вел профессор В.П. Филатов.
Летом 1931 г. были сданы выпускные экзамены, и на выпускном вечере ведущий эпидемиолог страны Лев Васильевич Громашевский отметил нескольких наиболее выдающихся выпускников, а Владимиру Евгеньевичу Шевалеву сказал буквально следующее: «Кому много дано, с того много и спросится. Не растрачивайте себя по мелочам, поставьте перед собой цель, большую цель, и стремитесь к ней».
В.П. Филатов предложил В.Е. Шевалеву остаться в клинике, но тот отказался, т.к. хотел увидеть мир.
С 1931 по 1935 гг. работал судовым врачом на торговом судне. За 4 года морской службы судовой врач столкнулся с разными случаями: то машинисту судна вонзилась в глаз металлическая стружка, то у кока зубной протез застрял в горле, и ему грозила смерть от удушья, переломы, абсцессы, боль в животе, воспаление легких, даже роды принимал. В.Е. Шевалев отмечал, что в плавании значительно медленнее срастаются переломы, длительно протекают воспаления слизистой оболочки глаза.
Он побывал в физиологических лабораториях и медицинских клиниках разных стран, а в 1934 г., плавая на судне «Старый большевик», побывал в физиологических лабораториях Нью-Йорка, Филадельфии, посетил городскую офтальмологическую клинику, познакомился с известным окулистом профессором Кастровьехо, прослушал лекции по физиологии глаза.
Через него для И.П. Павлова иностранные ученые передавали свои труды. И когда В.Е. Шевалев приехал к И.П. Павлову, то прощаясь, профессор сказал: «Закончите службу, приезжайте к нам работать».
Но во время рейса произошла неожиданная встреча с В.П. Филатовым, который рассказал своему недавнему ученику о своих идеях и новых операциях, поведал всю историю зарождения пересадки роговой оболочки. И в конце разговора предложил Владимиру Евгеньевичу для работы свою клинику.
В.Е. Шевалев принял предложение В.П. Филатова и сразу окунулся в творческую атмосферу клиники. Вскоре В.П. Филатов позволил Владимиру Евгеньевичу ассистировать во время операций, а затем разрешил самому проводить сложные операции.
Страницы: 1 2