Репортаж из Мгинской школы был бы неполным, если не рассказать об уроках массажа. Этот необычный предмет здесь преподаётся два года: в одиннадцатом и двенадцатом классах (соответствует десятому и одиннадцатому классам средней школы). Три урока массажа в неделю. Ещё три урока еженедельно отводится на предмет «Основы медицинских знаний». Кроме того, усиленно изучается курс анатомии. Мальчишек и девчонок серьёзно готовят к получению профессии массажиста.
«У нас в школе с 1975 года ведётся допрофессиональная подготовка по медицинскому массажу, — рассказывает преподаватель этого предмета Любовь Алексеевна Стёпкина. — В обыденной жизни люди часто путают оздоровительный и медицинский массаж. На самом деле, массаж в больнице и, например, в бане — это принципиально разные вещи. Мы хотим показать учащимся, что массажист — это, в первую очередь, медик. Эта профессия требует не только овладения практическими навыками, но и солидных медицинских знаний».
Любовь Алексеевна Стёпкина работает в школе с 1990 года. Человек она увлечённый. О массаже может рассказывать бесконечно. Стёпкина уверена в том, что главная врачебная заповедь «Не навреди!» в полной мере относится и к массажисту: «Принято считать, что массаж — это приятная процедура, которая в любом случае идёт человеку на пользу. Но в лечебных и санаторных учреждениях массажисту приходится иметь дело с людьми, ослабленными болезнями, часто очень тяжёлыми. Если, например, массажист по ошибке вместо расслабляющего сделает тонизирующий массаж, то при целом ряде заболеваний это может иметь для больного самые негативные последствия».
Более половины всех выпускников школы действительно выбирает профессию массажиста. Такая ситуация совершенно естественна. Выбор специальностей для незрячих и слабовидящих людей не столь велик. Во всяком случае, специальностей с гарантированным трудоустройством.
Принято считать, что незрячие и слабовидящие люди являются «особенными» массажистами, что у них «особые» руки. Это действительно правда? Или красивая легенда? «Нельзя отрицать, что многие инвалиды по зрению являются «прирождёнными» массажистами. Они способны не просто провести профессиональный сеанс массажа, но и удивительно точно оценить состояние здоровья, имеющиеся и только зарождающиеся заболевания», — поясняет Л.А. Стёпкина.
Впрочем, дело не только в чувствительности рук незрячих людей. Многие слепые обладают способностью быстро устанавливать контакт с незнакомцами, расположить к себе, создать доверительную атмосферу. Они будто бы «видят» собеседника каким-то своим, «другим» зрением.
Ученик выпускного класса Артём Танаев тоже решил выбрать профессию массажиста: «У меня есть остаток зрения. Например, в таблице проверки зрения я вижу самую верхнюю строчку. И самое главное — вижу, где на стене висит эта самая таблица… Буду поступать в Санкт-Петербургское медицинское училище № 2. Там много девчонок учится! Думаю, будет много возможностей познакомиться. И, вообще, девчонки любят, если парень владеет массажем. В личной жизни эти навыки всегда пригодятся».
На одну сироту меньше…
Моё пребывание в школе-интернате совпало с примечательным событием. Сюда приехала семейная пара Массимо из городка Виченца на Севере Италии. Премьеру Массимо («Премьер» — это имя, а не должность!) 53 года. Он — рабочий на фабрике, производящей электрические провода. Его супруга Анна на год старше. Она — служащая отеля.
Милые, приятные, доброжелательные люди. Они выглядят именно так, как мы представляем типичных итальянцев: подтянутые, загорелые, улыбчивые, будто бы обветренные морскими ветрами, по-южному разговорчивые и темпераментные. Русским языком не владеют. Наше общение проходило через переводчика.
В Мгинскую школу-интернат зарубежные гости приехали не случайно. Они были направлены российскими органами опёки для знакомства с… будущей дочерью. Виоле 11 лет. Уже через одну-две недели она переедет жить в солнечную Италию.
«Конечно, мне было бы гораздо приятнее, если бы для нашей воспитанницы нашлась российская приёмная семья. Но процедура международного усыновления и удочерения чётко разработана. Речь идёт только о тех детях, для которых не нашлось новых родителей внутри страны. Юные российские граждане переезжают только в те страны, с которыми налажено международное сотрудничество в этом вопросе», — поведал директор школы-интерната Виктор Анатольевич Климахин.
Директор школы познакомил меня с документами, предоставленными итальянскими кандидатами на удочерение. Материальное положение у них хорошее. Жилищные условия — лучше некуда! Супруги Массимо вдвоём проживают в большом трёхэтажном доме. Но дело не только в формальных критериях. По итальянским законам все кандидаты на роль приёмных родителей должны предоставить в органы опёки документальные подтверждения, что они обладают опытом и навыками работы с детьми.
У супругов Массимо такой опыт имеется. В течение девяти лет они сотрудничают с одной из итальянских благотворительных организаций. Каждый год бездетная пара размещает у себя на летние месяцы белорусских детей, проживающих в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
«В Италии очень сложная процедура получения разрешения на усыновление и удочерение, в том числе и международного, — через переводчика вступает в разговор Премьер Массимо. — Даже если органы опёки дают добро, то разрешение автоматически не выдаётся. Материалы поступают в судебную инстанцию. И только судья соответствующего региона может дать семейной паре право взять ребёнка в семью. Разумеется, и в дальнейшем такие семьи подвергаются регулярным проверкам, чтобы власти и общественность были уверены в соблюдении прав ребёнка. Италия — чадолюбивая страна. Это вопрос нашей национальной чести!»
Но почему всё-таки супруги Массимо решили удочерить девочку именно из России? Неужели на Аппенинском полуострове нет своих брошенных детей, нуждающихся в новых родителях? «Да, такие дети в Италии есть, — рассказывает Анна Массимо. — Но обычно в нашей стране вместо усыновления или удочерения предлагают оформить опёку над ребёнком. Его горе-родители в любой момент могут «одуматься», восстановиться в родительских правах и забрать ребёнка из приёмной семьи. Это абсурдная ситуация! Под таким «дамокловым мечом» жить невозможно. Из-за странностей нашего законодательства итальянские усыновители ищут детей за рубежом, в том числе и в России».
Супруги Массимо решились на удочерение из-за невозможности иметь собственных детей. В течение многих лет они бились за своё родительское счастье. Но все усилия медиков оказалась тщетными. «Мы уверены в том, что Виоле будет хорошо с нами. Ей уже 11 лет. Это её осознанное решение — стать нашей дочерью», — сказала мне на прощание Анна Массимо.
Можно было бы завершить эту историю на счастливой, жизнеутверждающей ноте: мужчина и женщина, наконец-то, стали отцом и матерью, в школе-интернате становится на одну сироту меньше. Но Елена Владимировна Черкасова добавила в бочку мёда ложку дёгтя: «Хочется пожелать счастья Виоле и её новым родителям. Но международное усыновление и удочерение не решат проблем российского социального сиротства. Со своими бедами надо справляться самим! Горько и обидно, что в нашей стране не спешат усыновлять и удочерять детей-инвалидов. Потенциальные родители стараются выискивать по детским домам здоровых ребятишек… За тридцать лет моей работы только одна женщина обратилась в школу-интернат с таким желанием, но удочерение сорвалось из-за неожиданно объявившихся родственников».
Е.В. Черкасова рассказала, что фотографии сирот-воспитанников школы регулярно публикуются в областных газетах. Сведения о них представлены на соответствующих интернет-сайтах. Но потенциальные родители всё не появляются… Неужели инвалидность по зрению так пугает? В повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть такие строки: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Наверное, всё-таки людей «зорких сердцем» в нашем мире не так много.
«Звёздочки» Мгинской школы
В Мгинской школе-интернате гордятся многими выпускниками. Мне рассказали о Наталье Шелест, которая в прошлом году стала первой в истории школы золотой медалисткой, а в настоящее время успешно учится в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики. Ещё одна «звёздочка» — Фёдор Триколич, двухкратный чемпион мира в беге на короткие дистанции среди незрячих и слабовидящих спортсменов.
Фёдор — альбинос, почти незрячий. На улицах города эти люди притягивают взоры своей необычной внешностью. Порой им доводится слышать и бестактные комментарии, и неуместные вопросы… Но Фёдор не обижается. У него была мечта: стать членом паралимпийской сборной России и поехать на Паралимпийские игры в Пекин. Мечта исполнилась. Правда, медаль в 2008 году завоевать не удалось: Триколич финишировал пятым. Сейчас он интенсивно готовится к Паралимпиаде 2012 года в Лондоне. Твёрдо рассчитывает на призовое место.
Фёдор — студент Санкт-Петербургского Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Он хочет стать тренером и работать с детьми-инвалидами. Каждый приезд спортсмена в родную школу — праздник для воспитанников. У него берут автографы, с ним фотографируются даже те, кто потом не сможет разглядеть фотографию…
В разговоре с учителями и воспитанниками нередко всплывает имя Владимира Репецкого. Он родился в 1987 году в небольшой деревушке Карловка Чудовкого района Новгородской области. В возрасте шести лет во время игры в прятки с приятелями оказался в открытой трансформаторной будке… Электрический разряд огромной мощности чудом не лишил мальчика жизни, но жестоко искалечил его: сильно обгорело лицо, приведя к ухудшению зрения. Но главное — Володя лишился обеих рук. Одна из них была полностью ампутирована, вместо второй — осталась небольшая культя.
В девять лет — новый удар. Умерла мать. Родственники передали Володю в детский дом. Около года он находился в обычном детском доме. В дальнейшем учился и жил в специализированном детском доме для детей-инвалидов в городе Болхове Орловской области. С 2006 по 2011 год учился в Мгинской школе-интернате.
Володя прекрасно рисует. Да, да… Прекрасно рисует ручкой, карандашами, кисточкой. «Рабочий инструмент» художник держит не в руках, а в зубах. Недавно одна из благотворительных организаций издала набор открыток с рисунками учеников Мгинской школы-интерната. Рисунок Володи также был отобран для публикации.
«Меня радует самостоятельность, ответственность Володи, его оптимизм, приспособленность к жизни. Он научился жить и справляться с тяжёлой инвалидностью», — рассказал директор школы-интерната Виктор Климахин. В словах наставника хотелось убедиться лично. И я отправился в гости к Володе.
Благодаря титаническим усилиям администрации школы-интерната Володе предоставили однокомнатную квартиру в посёлке Мга. Решить квартирный вопрос было так сложно, потому что Репецкий был прописан по месту рождения, в Новгородской области. Чиновники имели полное право никакого жилья ему в Ленинградской области не давать, а отправить в родную деревню, где Володе принадлежит жилплощадь в полуразвалившейся деревянной избушке без всяких удобств. Но в данном случае милосердие оказалось сильнее, чем слепое следование бюрократическим параграфам.
Кроме того, в 2011 году администрация школы-интерната оплатила Репецкому ремонт в его новой квартире, приобрела мебель, оплатила обучение на заочных курсах веб-дизайнеров. «Мы помогаем материально не всем выпускникам, а только тем, кому труднее всего: детям-сиротам и выходцам из неблагополучных семей, — объясняет В.А. Климахин. — По-другому в школе-интернате и детском доме быть не может: ведь в обычных семьях родители тоже продолжают по возможности помогать совершеннолетним детям».
Володя сам открыл квартирную дверь. Он не пользуется протезами рук, но виртуозно обращается с культёй. Хозяину дома нужно было срочно отправить несколько писем по электронной почте. Он сел за компьютерный столик. Но как же Володе удаётся так быстро печатать текст? «Я печатаю одновременно несколькими пальцами. Только не пальцами рук, а пальцами ног. Слава Богу, ноги у меня в целости и сохранности», — с улыбкой объясняет Репецкий.
С помощью пальцев ног Володя может не только набирать компьютерные тексты, но и бриться, управляться ножом и вилкой за столом и даже… готовить несложные блюда. «Безрукий человек может одновременно использовать даже два ножа: один держать в зубах, а второй — в пальцах ног. И это не урок акробатики, а обычная жизненная ситуация», — поясняет мой собеседник.
У Володи есть мечта… Его мечта не связана с какими-либо материальными благами или внешними атрибутами. «Самое главное для меня — это совершенствоваться в рисунке и акварельной живописи. Мне хочется стать настоящим художником. Не «безруким художником», а просто Художником».
В чужом саду яблоки слаще…
Мне довелось провести в Мгинской школе-интернате ровно 48 часов. Много это или мало? Наверное, достаточно, чтобы почувствовать дух, атмосферу учебного заведения. Эта атмосфера добрая, светлая. Дети ухожены, хорошо накормлены. А самое главное — учителям и воспитателям, в значительной мере, удаётся заменить своим воспитанникам родителей. Особенно в этом нуждаются те мальчишки и девчонки, у кого своей семьи нет.
Сравнивать Мгинскую и Марбургскую школу, наверное, было бы некорректно. Дело не только в том, что в чужом саду, яблоки, как известно, всегда слаще… Просто организация специального образования в России и Германии очень отличается. В России все специальные школы для детей-инвалидов дают полное среднее образование. После их окончания можно поступать в вузы.
Школы для детей-инвалидов на берегах Рейна и Одера, за редким исключением, такой возможности не предоставляют. Из нескольких десятков специализированных учебных заведений для инвалидов по зрению только в Марбургской школе имени Карла Штреля учащийся может получить заветный «абитур» (Аbitur), диплом об успешном окончании гимназии, дающий право на поступление в высшие учебные заведения.
То есть Марбургская школа — уникальная, элитная, единственная на всю страну. Совершенно естественно, что к ней приковано внимание и общественности, и благотворителей. А Мгинская — одна из многих, обычная, рядовая…
А нужны ли, вообще, специальные школы? Может быть, детям-инвалидам будет лучше посещать обычные учебные заведения по месту жительства? Наверное, однозначного ответа на этот вопрос не существует. При многих заболеваниях посещение массовых учебных заведений вполне реально. Но для незрячих и слабовидящих детей специальные учебные заведения жизненно необходимы. И они существуют практически во всех странах мира!
Инвалидность по зрению предполагает не просто другое построение учебной программы, а иной способ познания мира. В принципе, обучение незрячих и слабовидящих детей возможно и в массовых школах. В Германии такой опыт есть. Но при этом специальные школы всё равно опекают «особых» учащихся. Их снабжают учебными пособиями, для них проводят занятия по рельефно-точечному шрифту, пространственному ориентированию, социально-бытовым навыкам и т.д. Просто «разбросать» слепых детей по массовым школам невозможно!
«Мы в будущее вашими глазами
Смотрели и пытались мир понять.
И самый важный на земле экзамен —
«Уменье жить» — сумеем сдать на «5».
Автор этих строк — выпускница 1997 года Наталья Зайцовская. Примечательно, что и через много лет после окончания школы она продолжает присылать завучу Е.В. Черкасовой свои поэтические приветы. Последнее стихотворение Натальи, посвящённое родной школе, было написано уже в этом году.
Фотографии автора
Страницы: 1 2