Потеря зрения – это трагедия для каждого человека вне зависимости от возраста, профессии и предыдущей биографии. Потеря зрения для профессионального живописца – трагедия вдвойне. Наталья Селиванова приобрела известность в Санкт-Петербурге и за его пределами как яркий, талантливый слабовидящий художник.
Несмотря на ограниченные визуальные возможности, Наталья Николаевна проявила себя и как лиричный художник – автор пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, и как успешный иллюстратор книг, и как автор пронзительных портретов животных. Особое место в её творчестве заняли иконы и картины на религиозную тему.
В марте 2012 года Н.Н. Селиванова полностью потеряла зрение. Начался новый этап в её жизни... Многолетняя борьба Натальи Николаевны с неумолимо надвигающейся – и ныне наступившей! – слепотой стала примером для сотен незрячих и слабовидящих петербуржцев. Её творческие достижения заставляют забыть о тяжёлом недуге. Хочется надеяться, что творческий путь Селивановой ещё не завершён. Борьба с темнотой продолжается!
Илья Бруштейн
Каждая крупица зрения – это подарок судьбы
– Наталья Николаевна, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Я родилась в Ленинграде, в Колпинском районе.
– У Вас с детства было плохое зрение?
– У меня врождённая глаукома. Всего за свою жизнь я перенесла восемь офтальмологических операций: четыре в детском возрасте и четыре во взрослом. Среди них была такая сложная операция, как послойная пересадка роговицы, проведённая в 1992 году в Санкт-Петербургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза».
Я могла потерять зрение ещё в подростковом возрасте. Но это произошло недавно, только в 2012 году. Это значит, у меня была возможность видеть и творить многие годы. Я всегда понимала, что каждая крупица зрения – это подарок судьбы и огромная заслуга врачей-офтальмологов.
– Как менялись Ваши визуальные возможности на протяжении жизни?
– Острота зрения никогда не составляла у меня больше 20%. К концу обучения в школе она снизилась до 10%. В последние десять-пятнадцать лет: всего один-два процента. Эта «статистика» звучит довольно печально. Но я всегда старалась не огорчаться. Наоборот, радовалась тому, что имела. Я всегда помнила, что людям, которые не видят совсем, которые родились незрячими – гораздо труднее.
Я всячески старалась приспособиться к моему плохому зрению – пользовалась лупами, монокулярами и другими увеличительными средствами.
Рисовала всегда. Сколько себя помню
– Когда Вы начали рисовать? Когда заинтересовались художественным творчеством?
– Я рисовала всегда. Сколько себя помню. Это было моё любимое занятие ещё в детском саду. Жизнь постоянно дарила какие-то необычные образы, картины, которые хотелось перенести на бумагу. Например, однажды я увидела двух стрекоз, севших на ногу воспитательницы детского сада. И сразу возникла мысль их нарисовать.
Уже в детстве я любила рисовать цветы, насекомых, самых разных животных: собак и кошек, тигров и жирафов… Но больше всего обезьян и лошадей. Мне было важно показать индивидуальность каждого животного, его душу.
– Где Вы учились живописи?
– В школьные, а затем в институтские годы я занималась в различных ленинградских художественных студиях, в частности, у Полины Леонидовны Хромцовой и Юрия Алексеевича Нашивочникова… Хотела бы также назвать своих преподавателей рисования и черчения в школе: Тамару Александровну Круглову, Ирму Сергеевну Кондратьеву и Владимира Арсентьевича Арзубова. Я искренне им благодарна.
– Вы учились в специализированной школе?
– Я окончила Ленинградскую школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей. Сейчас эта школа носит имя К.К. Грота. Мне очень повезло со школой. У нас царила дружеская, творческая атмосфера. Классы были небольшие, не более 12-15 человек.
В школе учились и незрячие, и слабовидящие дети. У меня было много школьных друзей.
– Низкая острота зрения не мешала Вашему художественному творчеству?
– Честно говоря, очень мешала. Мне, например, хотелось видеть, как свет отражается в глазах, полюбоваться звёздным небом, рассмотреть снежинку и архитектурные детали… Я видела плохо, но зато сразу воспринимала общий вид и намечала доминанту. А детали рассматривала и рисовала при помощи увеличительной техники.
– Вы получили профессиональное художественное образование?
– Я окончила факультет культурно-просветительной работы Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской. Моя профессия: организатор-методист культурно-просветительной работы. В вузе мы изучали декоративно-оформительское искусство. Не думаю, что это соответствует диплому профессионального художника…
Наверное, «корочка» – это не самое главное... В моей жизни огромную роль сыграло самообразование. Я изучала творчество великих художников: Рембрандта и Чюрлениса, Иванова и Ренуара, Васнецова и Хокусая. Училась у них. И всё же, самым таинственным и любимым художником стал для меня Андрей Рублёв.
– Как сложилась Ваша жизнь после окончания института?
– После завершения учебы я несколько лет работала по специальности в одном из ленинградских домов культуры. Потом стала художником-дизайнером ленинградского (петербургского) производственного объединения «Свет» Всероссийского общества слепых (ВОС). С середины девяностых годов являюсь свободным художником.
– Вы довольно много выставлялись в Ленинграде и Санкт-Петер-бурге. Расскажите, пожалуйста, о выставках, в которых принимали участие…
– У меня состоялись персональные выставки в моей родной школе и в Центре культурно-спортивной реабилитации Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, в музее Ф.М. Достоевского и в музее печати, в Союзе художников Санкт-Петербурга и музее А.А. Ахматовой, в городской Театральной библиотеке и в детской библиотеке города Колпино…
Конечно же, вспоминается выставка, состоявшаяся в 1993 году в Санкт-Петербургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза». Эту экспозицию я воспринимала как выражение благодарности врачам, которые продлили мою «зрячую» жизнь.
В 2000 году я принимала участие в выставке «Православная Русь», организованной в Санкт-Петербур-ге по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. Были представлены иконы, а также картины на религиозную тему. Эта выставка стала важным событием в жизни, так как мои работы были представлены рядом с иконами авторитетных, опытных иконописцев Санкт-Петербургской епархии.
Алексей – мой летающий лыжник
– Наталья Николаевна, хотелось бы узнать о Вашей семье.
– С будущим супругом Алешей мы познакомились в поезде в 1991 году. В 1993 году мы поженились. В 1994 году родился сын Даниил.
Алеша по образованию – инженер-механик. В настоящее время он работает системным администратором, а также является председателем товарищества собственников жилья в нашем доме. Я часто рисовала любимого мужа. Одна из картин называется «Летающий лыжник».
– Почему «Летающий лыжник»?
– Алёша в течение многих лет серьёзно занимался прыжками с трамплина, был членом юношеской сборной Ленинграда.
– Вы чувствуете поддержку семьи в Вашей творческой деятельности?
– Конечно, чувствую. Алёша – мой главный грузчик и монтажник при организации выставок, компьютерная «нянька» (он помогает мне осваивать мир Интернета и компьютерной техники) и, разумеется, вдохновитель.
Страницы: 1 2