д.м.н., профессор
В.И. Добровольский – преемник и продолжатель дела Э.А. Юнге по укреплению Санкт-Петербургской школы офтальмологии в Военно-медицинской академии, являлся наиболее талантливым ученым среди всех его учеников.
Поскольку большую роль в становлении В.И. Добровольского как ученого сыграл его учитель Э.А. Юнге, исключительно талантливый ученый и врач, в этой статье мы пишем и о его заслугах.
Эдуард Андреевич Юнге (1832—1898 гг.) родился в Прибалтике, окончил блестяще Рижскую гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. После окончания университета с отличием получил звание лекаря и был сразу допущен к сдаче экзамена на получение права защиты докторской диссертации.
Э.А. Юнге за счет родителей для усовершенствования своих знаний уехал за границу, где поработал в лабораториях Г. Гельмгольца, В. Вирхова, и И. Мюллера, но свой выбор остановил на клинической офтальмологии и почти 3 года проработал у А. Грефе.
У А. Грефе кроме интенсивного изучения офтальмологии Э.А. Юнге занимался научной работой, подготовил на немецком языке докторскую диссертацию, посвященную патологической анатомии сетчатки у животных, и по возвращении в Россию в 1860 г. с успехом защитил диссертацию в Московском университете.
Его избрали в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию ординарным профессором.
Для изучения «египетского воспаления» глаз и борьбы с ним Э.А. Юнге в конце 1861 г. направлен в Голландию, Англию, Египет и Тунис, где пробыл год, и по возвращении активно работал: читал лекции студентам на 4 и 5 курсах, совершенствовал работу клиники, много оперировал и занимался научной работой. Для ее совершенствования он открыл виварий при госпитальной клинике. В 1872 г. Э.А. Юнге был избран академиком.
Долгие годы академическая клиника глазных болезней считалась лучшей в России, но в 1923 г. была закрыта.
Целый ряд учеников и соратников Э.А. Юнге внесли выдающийся вклад в развитие русской офтальмологии.
Преемником и продолжателем дела Э.А. Юнге по становлению и укреплению Санкт-Петербургской школы офтальмологии в Военно-медицинской академии стал наиболее талантливый ученый среди всех его учеников – Владимир Иванович Добровольский.
Окончив академию в 1865 г., В.И. Добровольский был оставлен в глазной клинике Э.А. Юнге на 3 года для подготовки диссертации. Жил в маленькой комнатке непосредственно в клинике. Став профессором, он каждый день бывал в клинике, работал с больными, проверял работу персонала.
Его докторская диссертация «Прибавление к учению об аномалиях рефракции и аккомодации» была выполнена под научным руководством Э.А. Юнге и защищена в 1868 г.
Почти все свои работы В.И. Добровольский публиковал за рубежом. Им было написано более 50 серьезных научных трудов.
Прежде чем занять кафедру в 1882 г., В.И. Добровольский был приват-доцентом, преподавал офтальмологию на Высших женских курсах. В качестве главного специалиста-офтальмолога действующей армии он принимал участие в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
Он был консультантом в глазном отделении Николаевского госпиталя.
В.И. Добровольский прекрасно знал иностранные языки, был широко эрудирован в области офтальмологии. Лекции он читал с разбором больных.
Большая заслуга В.И. Добровольского заключалась в том, что вплоть до революции оснащение кафедры было превосходным: отвечало всем требованиям современности, а для налаживания оптического и инструментального производства в Санкт-Петербурге приобреталось самое передовое оборудование.
От диссертантов он требовал хороших знаний и умений в офтальмоскопии, был очень требовательным научным руководителем, оперировал исключительно сам.
Лучшие из учеников Добровольского переняли от него беззаветную любовь и преданность своей специальности.
Его резкие высказывания привели к конфликту с начальником академии В.В. Пашутиным. Глубоко оскорбленный В.И. Добровольский отошел от научной и педагогической работы и остаток жизни посвятил частной практике.
Среди офтальмологов Санкт-Петербурга он пользовался огромным авторитетом.
Свою обширную библиотеку, более чем в тысячу томов, он передал вновь открывшемуся Одесскому (Новороссийскому) университету, т.к. обида на академию не покидала его до конца жизни.
Умер он 23 марта 1904 г. в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В журнале «Вестник офтальмологии» Л.Г. Беллярминов опубликовал некролог, в котором подчеркивалась выдающаяся роль, которую сыграл В.И. Добровольский в отечественной офтальмологии.