Интервью с главным врачом группы компаний «Центр коррекции зрения «ОКТОПУС», кандидатом медицинских наук, врачом-офтальмологом высшей категории Ольгой Николаевной Купцовой.
— Ольга Николаевна, расскажите об истории клиники, что послужило толчком к ее созданию в далеком уже 1993 году?
— 20 лет назад контактная коррекция в Самаре была представлена одной-единственной лабораторией, которая не справлялась с потребностями граждан в контактных линзах, а потребность была огромной. Именно в начале 90-х годов был дан толчок бурному развитию контактной коррекции, и очень многие пациенты хотели использовать именно этот вид коррекции зрения. В России тогда еще не было представлено такое количество иностранных фирм, которые могли бы предложить свою продукцию. И генеральный директор компании Вячеслав Игоревич Пилягин начал с того, что организовал собственное производство контактных линз. Следом — были открыты первые кабинеты контактной коррекции. Следующим шагом в развитии стала очковая коррекция, а затем — и хирургические методы лечения и коррекции. Так постепенно мы выросли в солидный центр. Мы полностью отдавали себе отчет в том, что нельзя продвигать какой-то один метод коррекции, коммерческие интересы не должны превалировать там, где речь идет о здоровье человека. Когда есть выбор, это уже медицинский подход к решению проблемы, а не чисто коммерческий. Только медицинские показания являются поводом назначения того или иного метода коррекции.
— 90-е годы были не самым благоприятным временем для ведения бизнеса. Как удавалось преодолевать трудности?
— Все экономические неурядицы, деноминации, дефолты и т.д. касались всех сфер жизни страны, в том числе и нашего направления, контактной коррекции. То что мы развивались сразу по нескольким направлениям, помогло нам выжить. Когда рухнул рубль, мы сумели выстоять в этой ситуации с минимальными потерями, так как у нас были свои станки, оборудование, мы сами устанавливали цены на продукцию, которые позволили сохранить лояльность пациентов к нам.
— Не было ли у пациентов поначалу опасений обращаться к вам, в частную клинику?
— Конечно, были. Люди боялись, что «частники» их могут попросту обмануть, причем за большие деньги. Но когда человек попадал к нам, видел профессиональный подход с одной стороны, и человеческую заботу — с другой, сомнения быстро рассеивались. Скоро наши пациенты приводили к нам уже своих детей, родителей, бабушек, дедушек.
Мы же не просто магазин, реализующий товар. Хотя многие оптику рассматривают именно как торгующую организацию. Мы — центр коррекции зрения. У нас медицинские амбулаторные карты, карты динамического наблюдения, идет прием пациентов, врачи проводят консультации, дают предписания.
— Сколько центров объединяет группа компаний «ОКТОПУС»? Какое количество посещений в год регистрируется, сколько вмешательств вы проводите?
— В Самарской области работают 13 центров и клиника, которые принимают в год более 39 тысяч человек. Более 2 тысяч операций делаем по катаракте, проводятся эксимерлазерные вмешательства.
— Есть ли у вас планы расширить географию, выйти за пределы Самарской области?
— В наших планах на сегодняшний день — идти по пути дальнейшей специализации, в частности, выделить диагностическую линию. Что касается расширения географии — жизнь покажет, насколько это целесообразно.
— Как вы строите свои отношения с больницей им. Ерошевского?
— Мы считаем, что поле деятельности в офтальмологии такое широкое, что всем найдется работа. Совместно с клиникой им. Ерошевского мы проводим научно-практические конференции. Все врачи мира должны сотрудничать между собой, а уж в пределах одной области — тем более. Такое общение помогает решить многие проблемы пациентов, например, вопросы этапного лечения.
— То есть вы ни в коей мере не конкуренты с больницей?
— Больница им. Ерошевского вне конкуренции, это сложившийся за 50 лет коллектив, там работают наши учителя. Мы все вышли оттуда, можно так сказать. Но тем не менее с началом работы в системе ОМС некоторая цивилизованная конкуренция существует.
— Имеют ли возможность граждане с невысоким достатком рассчитывать на получение помощи в центре «ОКТОПУС», или ваши пациенты — люди не бедствующие?
— Наш центр входит в систему ОМС, и, соответственно, люди получают высококачественную медицинскую помощь бесплатно. Доктора при этом не ощущают дискомфорта, который порой испытывают врачи, вынужденные брать с пациентов деньги. У нас даже существует небольшая очередь на операции.
— Ольга Николаевна, некоторые Ваши коллеги, работающие в частной медицине, указывают на неравные условия, в которые поставлены государственные и частные клиники в рамках системы ОМС. Объясняется такое положение несовершенством законодательства. Вы согласны, что такая проблема существует?
— Я практически полностью согласна с эти мнением. Хотя у нас в Самарской губернии войти в систему ОМС достаточно просто серьезным клиникам, но остается много формальных сдерживающих факторов для развития системы ОМС.
— Однако государственные клиники находятся в таком же положении…
— Да, но государственные клиники получают отдельный бюджет на оборудование, ремонт и т.д. Мы же на покупку оборудования должны тратить средства, получаемые за счет платных услуг. Входящие условия в государственной клинике намного комфортнее: там уже работает дорогостоящее оборудование, и закуплено оно по другому каналу финансирования. Кроме того, нам нужна прибыль, а в системе ОМС ее нет.
— Вчера в разговоре со мной Вы упомянули о том, что газета «Поле зрения» иногда служит Вам источником тем для проведения семинарских занятий с врачами. Расскажите, пожалуйста, как это происходит. Возможно, некоторым читателям мой вопрос покажется нескромным, но Вы первая, кто об этом сказал, и мы расцениваем Ваши слова как высшую похвалу. Спасибо!
— Вы знаете, в медицине есть корифеи в определенных направлениях. И они на страницах газеты выступают со статьями. Например, лечение амблиопии, ВМД, глаукомы и др., причем все разложено по полочкам, расписано подробно и понятно. Конечно, такой материал мы используем для обучения молодых докторов. Настоящий профессионал говорит о сложных вещах понятным языком; здесь и история вопроса, и диагностический подход, и лечебный подход, и, что немаловажно, практические рекомендации для врачей. В газете выступают не только академики и маститые профессора, но и доктора, обладающие большим опытом по конкретной проблеме.
В этом отношении мне очень нравится, как организована научная работа в ФГБУ «НИИГБ» РАМН, у академика С.Э. Аветисова. Это не только мое мнение. Конференции «Осенние рефракционные чтения», «Дискуссионные вопросы офтальмологии», на мой взгляд, являются образцом научного подхода и научной глубины. Пожалуйста, не расценивайте мои слова как лесть, это на самом деле так. Сегодня некоторые конференции построены по единому шаблону: секция — спонсор — доклад. Некая ангажированность часто просто бросается в глаза. Вы, очевидно, тоже это заметили.
— Ольга Николаевна, не могли бы Вы высказать свои пожелания, какие еще темы мы могли бы осветить в газете, чтобы и впредь «Поле зрения» могла служить докторам неким ориентиром?
— Мне просто запала в душу тема рефракции. Наверное, оттого, что существует большая востребованность. Первая конференция, которую организовала компания «ОКТОПУС», называлась «Современные методы коррекции аметропий». Мы рассматривали только методы коррекции. Позже тематика мероприятий расширилась, и в Самаре стали регулярно проводиться конференции под названием «Рефракция». Конференции на эту тему проводятся также в «НИИГБ» РАМН, в Ижевске. Лейтмотив конференций в том, что оптометрия должна идти в ногу с хирургией. Нельзя рефракционному хирургу не знать оптометрию. Может быть, я говорю крамольные вещи, но это — мое мнение.
— Наверное, заключительный вопрос. Вы учились здесь, в Самаре?
— Да, я окончила Куйбышевский медицинский институт, защитила кандидатскую диссертацию в МНТК «Микрохирургии глаза», моим руководителем был профессор Корниловский Игорь Михайлович.
— Благодарю Вас, Ольга Николаевна, за интересную беседу. Всего Вам самого доброго!
Интервью подготовил Сергей Тумар
29 ноября, 2013