Интервью с дизайнером, владелицей салона оптики Providence Optical, членом Экспертного совета Национальной премии оптической индустрии «Золотой лорнет» Онегой Астальцовой (США) было запланировано непосредственно после завершения торжественной церемонии, но по организационным причинам оно состоялось немного позже… Поэтому в начале беседы мы не могли не коснуться актуальной повестки дня, связанной с эпидемиологической обстановкой в мире.
— Сейчас очень трудное время для всей индустрии оптики, в том числе и для меня, и моих коллег. Хотелось бы выразить искреннее сочувствие всем людям, которые были подвержены COVID-19, и пожелать им полного и скорейшего выздоровления. Выражаю искреннее соболезнования семьям, которые в этой страшной трагедии потеряли своих родных и близких.
Несмотря на все произошедшие события, а также возможные грядущие испытания, мы обязательно выстоим и продолжим работу.
— Вы являетесь членом Экспертного совета российской Национальной премии оптической индустрии «Золотой лорнет». Почему Вы дали согласие войти в состав Экспертного совета. Чем Вас привлекла эта общественная миссия?
— Живя за границей и занимаясь оптическим бизнесом, несколько лет назад я приехала в Москву и попала на MIOF (Московскую международную оптическую выставку), а потом посетила оптический колледж. Я познакомилась с коллегами и начала дистанционное сотрудничество с российскими компаниями, в том числе с ИД «Оптический MAGAZINE». Как оказалось, сотрудники журнала следили и за развитием моего собственного бизнеса в США. Думаю, что организаторы премии заинтересовались моим опытом во многих аспектах индустрии. Они доверяют моему мнению. Я была приглашена и посчитала за честь войти в состав Экспертного совета. Мне захотелось стать «частью жизни» коллег-номинантов, поддержать их. Ведь я могу представить и оценить все их усилия.
— Как проходит работа Экспертного совета?
— Это огромный объём изучения презентаций. Очень важно разобраться, кто действительно внес вклад в индустрию, а кто просто сделал красивую презентацию. Как говорят в Америке, «надо заглянуть под капот». Это большая работа, так как я лично не знакома ни с одним из конкурсантов. Иногда я запрашиваю дополнительную информацию. Такая работа ведется каждым членом Экспертного совета.
Конечно, компании, которые уже проявили себя в течение нескольких лет, доказали свою устойчивость и потребность, и оправдали этим свою модель ведения бизнеса, имеют хорошие шансы. Я делаю упор на социальную ответственность бизнеса, благотворительную работу. Восхищаюсь тем, что многие компании этой деятельностью охватили самые отдаленные территории. Они просто молодцы! Поэтому для получения премии не важен ни размер предприятия, ни зарплата сотрудников, ни денежный оборот…
Через вашу газету хочу обратиться к будущим номинантам, к номинантам конкурсов следующих лет. Мы осознаём ваши стартовые условия и объективные трудности в вашей работе. Пожалуйста, не бойтесь подавать заявки на конкурс! Мы смотрим только на то, что вы смогли сделать в ваших условиях. Например, мне запомнился участник первого конкурса, прошедшего в 2015 году, ‒ Центр зрения «Алмаз-оптик» из города Уфалей Челябинской области (директор Елена Педашенко). Небольшой магазин стал победителем в номинации «Салон года», доказав, что главное для победы ‒ это оригинальное оформление салона, качественное, компетентное обслуживание клиентов, внедрение новых технологий и развитие компании. Выбор делается тайным голосованием, и члены Экспертного совета не знают победителя до вскрытия конверта.
У нас есть номинация «Дебют». Премия в этой категории дается как бы авансом. Продержится ли бизнес, начинание? Будет ли востребовано данное предложение на рынке? Откровенно говоря, иногда я не вижу у номинантов перспектив и воспринимаю их бизнес лишь как хобби… Но я болею за участников всей душой и очень переживаю за них.
Хочу добавить, что премия «Золотой лорнет» — это не что-то застывшее, а живой развивающийся организм. Он развивается вместе с индустрией. Этим мне она очень нравится. Появляются новые категории, некоторые отпадают, если не нашлось достаточно достойных кандидатов. Например, на конкурсе прошлого года было предложено ввести отдельную категорию «Образовательный проект». Сегодня мы видим серьезные образовательные программы и для большой аудитории, и внутри одной сети. В этом году была введена номинация «Оптометрист», в которой победила Т.Д. Абугова, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, заместитель генерального директора, руководитель направления по научной и лечебной работе сети салонов оптики «Оптик Сити», г. Москва.
Нас спрашивают, не рассматриваем ли мы введение номинации для офтальмологов? Да, мы это обсуждаем. Я считаю, что это достаточно сложная задача. Как их сравнить? Как создать единый критерий? Могу поделиться с читателями «Поля зрения» своими идеями в разработке критериев, а они могут внести свои предложения, за которые, я думаю, организаторы будут благодарны. Для подачи заявки на премию «Золотой лорнет» в категории «Лучший офтальмолог» я бы предложила: рекомендации от коллег-врачей, рекомендации от сотрудников клиники/больницы, письма от пациентов выдвигаемого офтальмолога, рекомендации от тех, кого этот офтальмолог обучал/тренировал/являлся куратором, фотографии кабинета с оборудованием, список статей/публикаций данного врача, Give Back Mission (гуманитарная миссия врача в труднодоступных районах, горячих точках и т.п.), и еще бы хотелось узнать, какими социальными проектами он увлечен (программа переработки сырья, защита прав животных и т.д.).
— Как Вы оказались в этом бизнесе?
— На момент прихода в оптику я уже десять лет отработала в индустрии моды, а именно в дизайне бижутерии. Мне нужна была дополнительная работа, и я устроилась в лабораторию крупного оптометрического центра резать линзы. Потом захотелось больше узнать о принципах оптики как раздела физики и о принципах ведения оптического бизнеса. Стала ездить на лекции и изучать бизнес самостоятельно. Через несколько месяцев я сдала два национальных экзамена по оптическим линзам и контактным линзам.
Оптический бизнес — это удивительная и уникальная платформа для выражения своих врожденных способностей и увлечений. Но… это можно делать, только серьезно изучив основы этого бизнеса. Постигнув азы, можно заняться и самовыражением. Эту «изюминку» я и ищу в номинантах «Золотого лорнета».
Вместе с моим коллегой Ли, дипломированным оптиком и очень творческим человеком, и привлеченными врачами-оптометристами, мы начали продвижение и развитие своего салона оптики. У нас не было денег ни на размещение рекламы, ни на найм помощи. Соответственно, всё приходилось делать самим: от изготовления витрин, интерьера и вывески до страничек в соцсетях и изготовления собственных оправ.
Также мы стали заниматься и благотворительностью. Мы искали во врачебных кабинах морально устаревшее оборудование и отправляли его в страны Африки. Наш салон был замечен командой одного из американских оптических журналов, которая ездила по стране и искала лучшие салоны. Так Optical Providence вошла в Топ-10 салонов страны. Меня стали приглашать войти в состав экспертов американских конкурсов, а об оптике периодически пишут в прессе. Также я стала регулярно вести учебные курсы по дизайну очков в Академии художеств города Провиденс, штат Род-Айленд.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашей педагогической деятельности.
— Это популярный учебный курс. Он идет в течение пяти недель и предназначен для студентов всех отделений и всех курсов, для всех, кто хочет попробовать себя в чем-то новом. Все работы делаются на имеющемся в академии оборудовании. Это вполне современное оборудование, такое как 3D-принтер, прибор для вакуумной формовки, UV-принтер, лазерный каттер. В конце курса студенты делают презентацию (своего рода защита диплома), где они за несколько минут должны рассказать о своем проекте. Мы приглашаем гостей: преподавателей и студентов-старшекурсников. Надо сказать, что первый год все студенты изучают общие дисциплины, они еще не распределены по специальностям. Интересно, что прохождение этого учебного курса убеждает многих первокурсников стать промышленными дизайнерами.
— Как открыть оптический салон в Америке?
— Это зависит от законодательства штата. Все-таки США — это федеративное государство. Где-то это законодательно довольно легко, а где-то очень сложно. И врачи, и оптики должны регулярно подтверждать свою квалификацию путем обязательного прослушивания лекций и сдачи экзаменов.
— Чем отличаются рынки услуг США и России?
— Думаю, что принципы везде одинаковые. В первую очередь, надо точно знать, где и для кого вы открываете салон. Всеядность не получается. Надо знать своего покупателя, свою аудиторию. Поэтому выбор брендов для салона очень важен.
Далее мерчандайзинг. Как организовать пространство внутри магазина? Как сделать выкладку по брендам, по цвету, по форме очков? Это диктует, в том числе демографическая характеристика аудитории салона. Вкусы людей разных возрастов и разных социальных групп, как известно, могут различаться. Даже типы витрин зависят от покупателей, от тех, кто приходит, и что они ожидают.
— Что ожидается от салона в США?
— Быстрое решение проблем, именно то, что покупатель не может получить онлайн. И сервис, где ценятся ручные навыки мастера, и ответы на вопросы клиента. Также покупатель ждет демонстрации продукта. С имеющимися в настоящее время технологиями, например, на основе software для iPad, можно показать, как будет ощущаться новый тип прогрессивных линз, показать цвет линз, и, задавая параметры, продемонстрировать толщину линз в будущей паре очков. Для клиентов мы должны быть 100% экспертами. Но что ещё важно? Как ни странно, и на этот счет есть четкая статистика, это улыбка. 35% уйдут из салона, если был упущен первый контакт.
— Что Вы ожидаете от церемонии 2021 года?
— Огромная работа организаторов видна во всем. Церемонии отшлифовываются. Те, кто присутствовали в этом году, заметили, какая прекрасная атмосфера была создана. Гости не хотели расходиться. Конечно, за этим стоит огромный труд и усилия организаторов. Я уверена в том, что церемонию 2021 года будет ещё более яркой.
Беседовал Илья Бруштейн
Фотографии из архива Онеги Астальцовой
ПОЛЕ ЗРЕНИЯ №3/2020