д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки СССР
С.С. Головин родился в г. Болхове, Орловской губернии, в семье служащего. В 1884 г. окончил Орловскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета.
На последнем курсе он усердно посещал лекции своего первого учителя по офтальмологии, профессора Г.И. Брауна (1827—1897 гг.), в Московской глазной больнице на Тверской улице. В 1889 г. С.С. Головин окончил курс Московского университета и получил место помощника земского врача в Серпуховском уезде Московской губернии.
Здесь он убедился в большом распространении глазных болезней, но врачей, умеющих лечить эти заболевания, не было.
Он вернулся в Москву и в течение нескольких месяцев специализировался по офтальмологии под руководством профессора А.Н. Маклакова (1837—1895 гг.), к тому времени сменившего Г.И. Брауна в Московской глазной больнице.
Убедившись в исключительных способностях С.С. Головина, А.Н. Маклаков рекомендует его в качестве врача-окулиста в частную лечебницу доктора С.В. Топурия в городе Кутаиси.
В 1892 г. открылась новая университетская глазная клиника на Девичьем поле в Москве и ее директор, профессор А.Н. Маклаков, предложил С.С. Головину место ординатора. Работа под руководством выдающегося клинициста расширила его научные горизонты.
Вскоре из заграничной командировки вернулся приват-доцент клиники Ф.О. Евецкий, крупнейший специалист в области патологической анатомии глаза. Под его руководством С.С. Головин изучал эту дисциплину.
В 1895 г. С.С. Головин защитил диссертацию на тему «Офтальмотонометрические исследования».
Вскоре после защиты диссертации С.С. Головин был избран приват-доцентом и в этом же году утвержден в должности старшего ассистента глазной клиники, которой в то время руководил выдающийся окулист профессор А.А. Крюков (1849—1908 гг.).
Профессор А.А. Крюков предоставил С.С. Головину полную свободу в ведении всей внутренней жизни клиники. Кроме того, он поручил С.С. Головину руководство постройкой отдельного здания амбулатории клиники, которая считалась образцовой.
Как приват-доцент, С.С. Головин зарекомендовал себя блестящим преподавателем.
С 1895 по 1903 гг. успешно развивалась его научная деятельность, С.С. Головин несколько раз ездил за границу и побывал у таких корифеев, как Михель и Гирберг (Берлин), Эвербуш (Мюнхен), Лебер (Гейдельберг), Фукс (Вена), Грош (Будапешт), Пфлюгер (Берн), Гааб (Цюрих), Дандальт и де Беккер (Париж).
27 марта 1903 г. С.С. Головин избран на должность профессора на кафедре офтальмологии Новороссийского университета (г. Одесса). По приезде в Одессу С.С. Головин принял активное участие в создании глазной клиники.
Открытие кафедры офтальмологии состоялось 25 сентября 1903 г. вступительной лекцией С.С. Головина «О слепоте в России». Автор подчеркнул, что из 300 тысяч слепых в России не менее 180 тысяч ослепли из-за отсутствия медицинской помощи как результата тяжелых социальных условий и невероятной культурной отсталости царской России, где на 120 миллионов населения было всего 209 квалифицированных окулистов.
Амбулатория в новом здании начала работать 3 февраля, стационар открылся 27 сентября, первая операция была проведена 10 октября 1905 г.
С.С. Головин учил обследовать больных тщательно, обращая внимание на этиологию заболевания и на связь со всем организмом. В операционной производились не только сложнейшие глазные операции, но также оперировались лобные пазухи и решетчатый лабиринт, делались всевозможные пластические операции. С.С. Головиным была разработана комбинированная экзентерация глазницы и соседних плоскостей, которая получила дальнейшее развитие в операции экстраорбитальной экзентерации, впоследствии предложенной В.П. Филатовым и Н.К. Лысенковым.
Работая в новой клинике, С.С. Головин написал монографию «О слепоте в России» (1910 г.), а сотрудниками клиники были подготовлены 4 докторские диссертации, в т.ч. диссертации В.П. Филатова (1908 г.) и К.А. Юдина (1910 г.), который позже стал организатором и первым руководителем кафедры глазных болезней в Саратове.
В Одессе Головиным было создано Одесское офтальмологическое общество.
Как научный руководитель, профессор С.С. Головин досконально изучал работы своих учеников, участвовал в экспериментах, следил за процессом написания работы, вместе с учеником разрабатывал план статьи или монографии, часто просил читать вслух написанные главы.
С.С. Головин посещал собрания различных научных обществ, универститетских советов, активно участвовал в текущей университетской жизни.
6 марта 1911 г. умер главный врач и управляющий Московской глазной больницы С.Н. Ложечников, и на эту должность был избран С.С. Головин. 9 августа 1911 г. С.С. Головин был переведен в Москву ординарным профессором Московского университета по кафедре офтальмологии.
С началом Первой мировой войны (1914 г.) профессор Головин устроил в глазной больнице лазарет для раненых, в котором он и его помощники работали бесплатно, одновременно продолжая преподавательскую деятельность.
В дни Февральской буржуазной революции (1917 г.) Сергей Селиванович был уволен с должности профессора, а вскоре и с должности главного врача и управляющего глазной клиникой.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1919 г., С.С. Головин был избран профессором Высшей медицинской школы.
5 июня 1925 г. С.С. Головин был утвержден в должности сверхштатного профессора и директора глазной клиники 1-го Московского университета, помещенной в здании бывшей Ново-Екатерининской больницы.
Периодически в клинике проходили научные конференции.
С.С. Головин горячо любил свою Родину, нашу отечественную офтальмологию. Ему предлагали за рубежом профессорскую кафедру в одном из лучших университетов, но он отказался.
В 1923 г. профессор С.С. Головин завершил свой капитальный труд «Клиническая офтальмология», монографию в 3-х частях.
1 апреля 1924 г. на заседании Московского общества глазных врачей С.С. Головин был избран почетным членом Московского офтальмологического общества.
С.С. Головин участвовал в составлении большого коллективного руководства по глазным болезням под редакцией профессора Л.Г. Беллярминова, он – автор главы о симпатическом воспалении. С.С. Головин подготовил рентгенологический атлас заболеваний глазницы и соседних областей.
В 1928 г. С.С. Головин в качестве члена оргбюро принял участие в созыве первого Всероссийского съезда глазных врачей в Ленинграде.
Здоровье Сергея Селивановича постепенно ухудшалось, 11 апреля 1931 г. он почуствовал себя плохо, сердечная деятельность продолжала ухудшаться, и 28 апреля 1931 г. он скончался от сильного сердечного приступа.
Вся жизнь Сергея Селивановича была наполнена кипучей творческой деятельностью. Как ученый, С.С. Головин оставил богатое наследство, которое насчитывает 105 научных работ. Среди них особое место занимают работы, посвященные офтальмохирургии.
С.С. Головин впервые с успехом осуществил такое сложное вмешательство, как перекручивание верхней глазничной вены при аневризме кавернозного синуса.
Им была предложена орбитосинцидальная экзентерация при опухолях, вышедших за пределы орбиты, что помогало радикально устранить ретробульбарную опухоль, не прибегая к операции.
Разработанная С.С. Головиным оптикоцилиарная нейроэктомия позволяла сохранить глаз при болящей глаукоме.
Профессором С.С. Головиным были предложены оригинальный метод оперативного лечения кератоконуса, целый ряд оригинальных приемов при операциях на лобной пазухе, усовершенствование операций пересадки мышц при косоглазии, операции глазного яблока, пересадка жира после энуклеации, улучшение пластики век по Фрихе и новая операция восстановления верхнего века, операция по закрытию орбиты после энуклеации, задняя диафаноскопия путем введения маленького диафаноскопа через разрез конъюнктивы.
С.С. Головин предложил новый метод определения инородных тел в глазу с помощью рентгена и игл, введенных в орбиту, а также оригинальный офтальмоскоп без центрального отверстия, удобную модель периметра Ферстера и многие другие полезные усовершенствования.
Не менее важны его работы по глаукоме. В его докторской диссертации показано практическое значение тонометра Маклакова, установлены границы ошибки показаний и впервые дано исчерпывающее описание влияния миотиков и мидриатиков как на здоровый, так и на больной глаз.
Исследования С.С. Головина показали значение кровеносных сосудов в регуляции внутриглазного давления, а в нарушении их реакций позволили увидеть причину глаукомы.
Значение кровенаполнения сосудов было доказано им в работе по исследованию внутриглазного давления после прижатия сонной артерии.
Сергей Селиванович описал ряд новых болезней: подвижная слезная железа, склероз орбиты и другие. Он описал доброкачественный тип опухоли зрительного нерва воспалительного характера и дал наиболее совершенную классификацию опухолей зрительного нерва.
С.С. Головин дал подробное описание изменений глаз при анэнцефалии, установив собственную классификацию этого порока.
Он предложил оригинальную теорию симпатического воспаления. Его книга «О слепоте в России» является ярким обвинением царского режима, вскрывает всю глубину бедствий русского народа. Неграмотность, материальное неблагополучие, эксплуатация – в них видел профессор Головин корни слепоты.
Учебник С.С. Головина «Клиническая офтальмология», являющийся библиографической редкостью, посвящен незабвенной памяти его учителей, профессоров Московского университета: А.И. Бабухина (гистология), Д.Н. Зернова (анатомия), Ф.П. Шереметьевского, Ф.Ф. Эрисмана (гигиена), Л.Г. Захарьина (внутренние болезни), А.А. Остроумова (внутренние болезни), Н.Ф. Филатова (детские болезни), А.Я. Кожевникова (детские болезни), С.С. Корсакова (психиатрия), А.И. Поспелова (кожные болезни), Н.В. Склифосовского (хирургия), Ф.И. Синицына (хирургия, патология и урология), В.Ф. Снегирева (гинекология), А.Н. Маклакова (офтальмология). С.С. Головин считал, что в студенческие годы судьба подарила ему счастье быть учеником действительно прекрасных учителей.
В одно время сошлись они все и образовали чудное созвездие, как будто для того, чтобы озарить наступивший потом долгий период усталости и ослабления родного факультета.
С.С. Головин был почетным членом Немецкого и Французского офтальмологических обществ.
Офтальмолог, считал С.С. Головин, должен изучить несколько европейских языков, чтобы следить за уровнем развития офтальмологии в других странах. Он советовал офтальмологу в часы досуга не забывать об общении с искусством. «Умение хотя бы немного рисовать еще более способствует развитию полезного глазомера, что так необходимо офтальмологу-хирургу», – говорил профессор С.С. Головин.