советский офтальмолог, академик АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, талантливый клиницист и организатор
М.И. Авербах окончил классическую гимназию, затем в 1895 г. – медицинский факультет Московского университета. После его окончания был оставлен в Клинике глазных болезней, где работал под руководством профессора А.А. Крюкова.
В конце XIX века в Москве существовала лишь одна глазная больница (сейчас Московская офтальмологическая клиническая больница, расположенная в Мамоновском переулке), в которой медицинская помощь оказывалась бесплатно.
Молодому врачу Константину Львовичу Адельгейму, который сам вел прием больных в глазной лечебнице им. Волудских (она располагалась при Набилковской богадельне, там обследовали самых бедных больных, и качество медицинской помощи было невысоким), пришла мысль об открытии нового глазного учреждения.
К.Л. Адельгейм обратился в Московское городское общественное управление, где ему порекомендовали купца Андрея Алексеевича Алексеева как человека, который может оказать финансовую помощь. В те годы династия Алексеевых была наиболее состоятельна в Москве. Сам Алексеев к этому времени уже умер, и Константин Львович обратился к душеприказчику Варвары Андреевны Алексеевой, вдовы купца, с просьбой о выделении средств для строительства больницы.
Так как в завещании А.А. Алексеева была неточность (по этому завещанию сумма в 400 тыс. рублей предназначалась Московскому университету для устройства глазной больницы с непременным назначением К.Л. Адельгейма ее пожизненным директором), часть капитала была отдана университету. На эти средства была построена Алексеевская амбулатория на Девичьем поле (сейчас в этом здании располагается музей Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова). Остальные 250 тыс. пошли на строительство глазной больницы.
Городская глазная больница им. Варвары Андреевны и Андрея Алексеевича Алексеевых, основанная в память императора Александра III, была открыта 17 ноября 1900 г. на углу Садовой-Черногрязской и Фурманного переулка. Директором и главным врачом больницы стал К.Л. Адельгейм. Через 3 года он попросил освободить его от занимаемой должности. В 1903 г. директором и главным врачом был избран Михаил Иосифович Авербах.
Алексеевская глазная больница в начале XX века пользовалась популярностью у жителей Москвы. Во-первых, было бесплатное лечение, во-вторых, бесплатная выдача лекарств, а, в-третьих, самым бедным по рецептам врачей выписывались очки. Для обеспеченных граждан выделялись платные места в стационаре.
Вскоре был открыт кабинет неотложной помощи, где в любое время суток можно было рассчитывать на бесплатный прием окулиста. Этот кабинет существует и в настоящее время. В штате больницы было всего 4 врача, которые вели и амбулаторный прием, и проводили операции. Не было электричества, работали с керосиновыми лампами. В 1908 г. благодаря энергии Михаила Иосифовича была открыта новая амбулатория, число коек увеличилось сначала до 50, затем до 75, проведено электричество, что дало возможность установить новую технику для исследования больных (электромагнит для удаления инородных тел), был организован прием в вечерние часы и в выходные дни. Имелся большой зал для дневного пребывания больных, т.к. палаты предназначались только для сна.
В 1910 г. М.И. Авербах организовал на базе больницы кафедру глазных болезней Московских высших женских курсов, что явилось первым опытом организации высшего медицинского образования для женщин. После окончания женских курсов в больницу пришла работать молодая врач Левкоева Эмилия Федоровна, которая позже возглавила уникальное отделение патологической анатомии и гистологии глаза и проработала много лет в этом отделении.
Большим испытанием для больницы стала Первая мировая война, т. к. начали поступать раненые с фронта, при этом не прекращалась помощь гражданскому населению.
В 1931 г. Михаил Иосифович Авербах основал кафедру глазных болезней при ЦИУ врачей, которую возглавлял до 1944 г. В 1935 г. Алексеевскую больницу по предложению М.И. Авербаха назвали именем Г. Гельмгольца.
В больнице широко велась научная работа, проводились конференции по актуальным проблемам офтальмологии, врачи постоянно печатали статьи в специальных журналах, а сам директор М.И. Авербах опубликовал большое количество статей на русском, французском и немецком языках по различным вопросам: рефракция, глаукома, болезни зрительного нерва, травматизм; разработал ряд операций, в т.ч. при отслойке сетчатки.
Его докторская диссертация «Проблемы происхождения клинической рефракции глаза» является фундаментальным исследованием по вопросам офтальмометрии (1900 г.), содержит большое количество ценного фактического материала.
В своей работе автор выявил ряд закономерностей, определяющих зависимость рефракции глаза от преломляющих сред и длины переднезадней оси глаза. Материалы этого исследования цитировались во многих иностранных справочных руководствах. В книге «Промышленные глазные повреждения и основы борьбы с ними» были намечены конкретные меры их предупреждения. Многие положения из этой книги вошли в советское законодательство.
Важнейшие клинические проблемы по вопросам слепоты, глаукомы, трахомы, травматизма глаза, болезней зрительного нерва освещены в монографии «Офтальмологические очерки» (1940 г.). Великолепно написанная книга с жизненными примерами читается на одном дыхании, как интересный роман.
Значительное число работ было также посвящено вопросам глазной хирургии (дакриоцисториностомия, экстирпация слезного мешка, лечение отслойки сетчатки, операции на орбитах).
В институте начала собираться библиотека для врачей – книги и журналы дарили, выписывали иностранные офтальмологические журналы. Благодаря дружбе М.И. Авербаха с известным немецким ученым, профессором Теодором Аксенфельдом (1867—1930), библиотека унаследовала его личное офтальмологическое собрание книг.
Стараниями М.И. Авербаха расширилась территория больницы. По проекту известного архитектора И.А. Иванова-Шиц построили новый хирургический корпус, названный именем В.И. Ленина.
На территории института проживали некоторые сотрудники, т. к. не имели собственной жилплощади.
М.И. Авербах умел талантливо подбирать кадры.
В 1936 г. он пригласил возглавить лабораторию физиологической оптики замечательного ученого Сергея Васильевича Кравкова, впоследствии автора двух научных монографий, непревзойденных по силе мысли: «Глаз и его работа» и «Цветовое зрение». Отделение охраны зрения детей возглавил известный профессор Лев Иванович Сергиевский.
В числе сотрудников института был уникальный ученый, редкий специалист по архитектонике сосудистой системы глаза, Дмитрий Иванович Судакевич. Его руками изготовлены препараты и муляжи глаза, которые до сих пор хранятся в музее патолого-анатомического отделения.
В числе создателей научной школы М.И. Авербаха – такие ученые, как М.М. Балтин, М.Л. Краснов, А.З. Гольденберг, П.Е. Тихомиров, М.Е. Розенблюм, Д.И. Березинская и другие. В предвоенные годы в институте насчитывалось 15 профессоров и большое количество научных сотрудников.
М.И. Авербах был ответственным редактором журнала «Вестник офтальмологии», основанного им журнала «Вопросы физиологической оптики». Михаил Иосифович был председателем Всесоюзного и Московского обществ глазных врачей, был избран депутатом Московского совета депутатов трудящихся, награжден орденом Ленина. АМН СССР учредила премию им. М.И. Авербаха, присуждаемую за лучшую научную работу в области офтальмологии.
В годы Великой Отечественной войны М.И. Авербах передал присужденную ему Сталинскую премию, 200 000 рублей, в Фонд обороны.
Умер М.И. Авербах 29 июля 1944 г.