С того момента, когда Россия вошла в систему Болонского соглашения, 4 года соответствует уровню бакалавриата. Россия столкнулась с тупиковой ситуацией, когда фактически бакалавров готовят в системе среднего профобразования. Разрешить эту ситуацию напрямую Россия не смогла (это касается многих отраслей, не только здравоохранения), поэтому сейчас в Министерстве образования лежит документ, который предписывает введение в России двух видов бакалавриата, как было сделано в некоторых странах: бакалавриат, преподающийся в ВУЗах, и бакалавриат прикладной, преподающийся в колледжах, в системе среднего профобразования. Поэтому никоим образом нельзя принижать оптометриста как человека с «недообразованием», без клинического мышления. Это не совсем так. Рядом с нами находится один из наших преподавателей, человек, прошедший обучение минимум в четырех странах (это я тайны выдаю, простите), и только на этот месяц запланировано две зарубежные стажировки. Это — преподаватель, поэтому я бы не стал утверждать, что «некому вести»… Однако, к делу. Мы должны говорить о профстандарте и об образовательном стандарте. Первое, что я хочу сказать: «Советский Союз кончился». Вся система профессиональной подготовки изменена кардинально. В двух словах — в чем она изменена. Старшее поколение, которое училось в советское время, как мы готовили студентов? Минздрав принимал решения, чему учить специалиста, мы четко следовали программе, потом специалист приходил к вам в клинику, и вы думали, что с ним делать.
Сегодня все кардинально изменилось. Существуют два основополагающих документа: профстандарт и образовательный стандарт. Образовательный стандарт является производным профессионального стандарта. Тот профессиональный стандарт, который будет утвержден профессиональным сообществом, в данном случае вами и теми тысячами людей, которые стоят за вашей спиной, будет реализован в образовательной системе так, как он будет записан. Это является главным. Образовательный стандарт, в соответствии с законом об образовании, представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, т.е. включает перечисление умений, навыков и формирование определенных профессиональных компетенций. Методические указания, установленные Министерством образования, требуют от нас кардинальной переработки образовательных стандартов по факту выхода профессионального стандарта. Иными словами, образовательный стандарт на 4 года подготовки на сегодняшний день существует. Колледж, который я представляю, ведет подготовку оптометристов с 1990-х годов по сегодняшний день. Как только будет принят профстандарт, группа специалистов перепишет федеральный образовательный стандарт под требования, которые будут содержаться в профстандарте. То есть то, что вы сейчас скажете, мы будем реализовывать, как только министр труда подпишет документ.
Г.Н. Мищенко:
— Профстандарт — это единый документ, в котором прописаны трудовые функции, действия, знания и умения. Профстандарт решает проблемы, которые возникли в разрыве между образованием и требованиями рынка. Я буду говорить о рынке, т.к. на сегодняшний день оптометрическая помощь — вне бюджета. Согласовывают требования квалификации сфера труда и сфера образования, т.е. у нас нет современных профессиональных стандартов, их необходимо подготовить. На сегодняшний день у нас не существует системы правового регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Необходимо обеспечить рост производительности труда за счет повышения качества образования. Меня радует повышение уровня активности профессиональных сообществ в обсуждении вопроса профессионального стандарта.
Применение профстандарта повышает эффективность взаимодействия сферы труда и системы образования; ведет к созданию единых требований (стандартизации процессов) в вопросах содержания и качества профессиональной деятельности. За счет применения профстандарта работодатели могут решить ряд кадровых вопросов: оценки, мотивации и т.д.
Задачу Оптической ассоциации я вижу в том, что она должна разработать профессиональный стандарт с учетом современных требований к медицинскому оптику и медицинскому оптику-оптометристу и с учетом мнения большинства членов оптического сообщества; способствовать корректировке образовательного стандарта; способствовать внедрению профессионального стандарта и тем самым повышать уровень качества услуг, оказываемых населению.
Профстандарт для специалиста в области медицинской оптики — это «сборный» профстандарт, который должен обеспечить преемственность образования, т.е. человек в своем образовании может остановиться на первой ступени, на второй ступени, получить соответствующую профессию; студенты, которые «тянут», соответствуют уровню требований, предъявляемых к медицинскому оптику и медицинскому оптику-оптометристу, продолжат свой путь в медицине.
Что собой представляет профессиональный стандарт? На третьем квалификационном уровне — профессиональное обучение, в результате которого будет подготовлен продавец оптики, который, помимо прочего, будет заниматься подбором оправ и линз по индивидуальному заказу; формирование товарно-денежного отчета и пр., т.е. будет делать все то, что делает продавец в оптике. И в дальнейшем все «трудовые функции» более подробно расписаны в «трудовых действиях», из которых вытекают «знания и умения». Изготовление контактных линз соответствует 4-му квалификационному уровню. Оказание медицинской помощи в области медицинской оптики — 5-й уровень. Обучение длится 3 года; специальность — «медицинская оптика». После трех лет обучения специалист может подбирать очки и контактные линзы. Мы оставляем подбор очков различной сложности, оказание доврачебной помощи, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, оформление медицинской документации. Это должен знать медицинский оптик.
6-й уровень — 4 года подготовки: оказание медицинской помощи в области оптометрии (обобщенная трудовая функция); основные трудовые функции: диагностика и лечение заболеваний; подбор контактных линз; подбор очков детям; оказание первичной медико-санитарной помощи; проведение профилактических мероприятий; проведение медико-социальной реабилитации. Оптометрист, который работает в оптике, выполняет все эти функции, ведет медицинскую документацию.
В.В. Самойленко:
— Хотел бы сделать комментарий: то, что вы видите на экране, называется «макет профессионального стандарта». Это — документ, с которым надо научиться работать. Два профстандарта у вас уже есть; еще два профстандарта в той или иной форме вам будут представлены. Поэтому понятия «обобщенные трудовые функции», «трудовые действия» необходимо понять сейчас. Для вас — это возможность, во-первых, сформулировать штатное расписание; во вторых, принять на работу человека, понимая, что он умеет делать, что не умеет. Этот профстандарт будет являться основой для контроля и удобства профессиональной деятельности: чтобы специалист мог получить сертификат специалиста, в ближайшем будущем получить аккредитацию, он будет проходить какое-то испытание, при этом контроль за подготовкой специалиста будет проводиться по профессиональному стандарту. Поэтому прошу вас проявить к этому должный интерес.
Итак, есть обобщенная трудовая функция, по ней мы определяем, в каких областях работает специалист; обобщенная трудовая функция делится на конкретные трудовые функции (что он конкретно будет делать). Если в профстандарте записано 25 трудовых функций, это не значит, что вы должны выполнять все эти 25 трудовых функций. Это не значит, что вы обязаны внедрить в свое оптике все, что здесь указано. Это значит, что вы имеете на это право. Простой пример: подбор очков и контактной коррекции — допустимы для вас, но будете ли вы проводить подбор контактной коррекции в своей оптике, решаете вы. Профстандарт дает вам это право. Дальнейшая детализация предусматривает разделение каждого трудового действия до необходимых умений и необходимых знаний. Для нас с вами — это составление штатного расписания и список вопросов для приема на работу; для системы образования — это, по сути, учебный план и список контрольных заданий, которые мы будем давать при аккредитации специалиста.
Можно бесконечно спорить о формулировках. Работа над отзывами о проектах профстандартов идет постоянно, и отзывы в части формулировок идут разные. Поймите, формулировки можно «шлифовать». На последнем этапе можно пригласить ведущего специалиста, который «отшлифует» все формулировки. Главное — в содержании. Все существующие формулировки были предложены далеко не последними специалистами в этой отрасли. Что введено там? Поймите, это — кусочки. Под каждое трудовое действие расписано примерно по странице «умений» и «знаний». Вы можете найти в интернете действующий на сегодняшний день проект, прочесть его от начала до конца (несколько десятков страниц), а главное — включиться в работу. Вы можете направить в Ассоциацию свой отзыв, отзыв от своего коллектива, внести свои коррективы. Организаторы будут рады. Очень много людей критикуют, и мало тех, кто вносит конструктивные предложения.
Рассмотрим пример. Если мы хотим подготовить специалиста по продажам оптических средств коррекции зрения, на уровне теоретических занятий мы рассказываем все то, что писала Жилина, затем приводим будущего специалиста в лабораторию и учим его всему тому, что написано в «необходимых умениях». Следующий шаг: выводим его на практику, где студент учится применять свои умения; выдаем диплом и передаем вам, на рынок. Коллеги, почему-то все боятся слова «рынок». Рынок — это не то место, где торгуют с лотков дешевой «паленой» продукцией. Рынок — это не тот бизнес, который заинтересован исключительно в получении прибыли, невзирая на интересы пациента. Коль скоро нас с вами 20 с лишним лет назад перевели в условия рыночной экономики, под рынком мы понимаем всю систему, в которую входят и государственные, и негосударственные предприятия — от самого маленького салона оптики в самом маленьком городе страны до ведущих клиник и НИИ. Все это представляет собой единую систему профессиональной отрасли.
Итак, «продажи оптических средств». Специалист должен знать номенклатуру и требования стандартов, должен уметь определять недостатки оправ, линз, солнцезащитных очков. Сперва расскажем, затем возьмем 20, 100, 200 оправ, нанесем какие-то повреждения и будем требовать с него умения определять дефекты. «Изготовление оправ для коррегирующих очков, линз». Специалист должен знать конструктивные требования к оправам, типы оправ. При появлении нового типа оправ меняется образовательная программа. В этом году мы ввели тему, касающуюся обработки новых, поступивших на рынок оправ. Специалист должен уметь: идет полный перечень того, что он должен уметь. Еще раз повторю: перечень дополняется, корректируется. «Оказание медицинской помощи в сфере оптики». Специалист должен знать особенности подбора очков различным возрастным группам; алгоритм обследования пациентов при подборе очков — это базис; принцип работы измерительных приборов — теория, это необходимо только знать. На базе теории формулируются умения определять параметры очков; умения выполнять алгоритм, изученный на теоретических занятиях; умения выявлять жалобы пациентов на непереносимость. Далее следует огромный список конкретных действий, в формулировках которых наши специалисты, к сожалению, не могут прийти к общему знаменателю.
Но главное — определить, какой это будет перечень, а мы этому научим, для того мы и существуем, а вы будете использовать этого специалиста в своей организации. «Оптометрия» — это тот раздел, который вызывает самые большие споры. Самые острые споры вызывает эта строка: «Знания и соответствующие им умения» — проводить осмотр, давать оценку, работать на приборах, давать оценку состояния всех отделов глаза, лечить заболевания переднего и заднего отделов глаза». Коллеги, в цивилизованном мире, с того момента, когда в 1991 году канадский университет «МакМастер» ввел понятие «доказательная медицина», мы сегодня имеем мировые стандарты лечения. Я не имею в виду стандарты, утвержденные Минздравом, но клинические рекомендации по каждому заболеванию. Не помню, кто из выступавших ранее говорил о национальных подходах и национальной системе. В этом случае я всегда цитирую гениальную фразу автора, которого до сих пор не нашел: «Не может быть национальной медицины, так же как не может быть национальной таблицы умножения». Существует доказательная медицина, рекомендации, подходы. Скажите честно, может ли в салон оптики прийти человек с конъюнктивитом? Что должен сделать оптометрист? Отправить к врачу — замечательно, я ждал этого ответа. Еще один вопрос: когда пациент, отправленный оптометристом к врачу, попадет к врачу? (Голоса в зале: «По законодательству должен сразу»; «если в оптике нет офтальмолога, есть скорая помощь…») Замечательно, именно так. Когда я 2000 году начинал работать с образовательными стандартами, первая фраза, которую я услышал от своего уже покойного руководителя, была такая: «Вы из Петербурга, Вы привыкли к мегаполису».
У нас в городе есть круглосуточно дежурящие офтальмологи, специализированные глазные больницы. Сегодня прозвучала фраза, которая подтверждает существующее среди офтальмологов мнение о том, что 40% обращений к офтальмологу не требуют врачебного образования. Это — неминуемо, так же как и то, что (я продолжу свою ассоциацию), значительное количество функций переходит от врача-терапевта к фельдшеру. Вопрос не в том, будет это или не будет, вопрос в том, на каком объеме. Приведу понятный всем пример специалиста «всех специальностей». При назначении лечения при ОРВИ врачебного образования не нужно. Там — три стандартных назначения всем. Возможно, такие области есть и в сфере офтальмологии, а возможно и нет. Но в любом случае мы обучаем специалиста 4 года. Если на другом факультете за 4 года мы можем научить специалиста лечить заболевания всех систем, возможно, при наличии профстандарта мы сможем научить первичной (именно первичной) помощи в области офтальмологии. Нужно это или не нужно — решать вам. Еще раз подчеркну: система образования, как таковая, не более чем обслуживает интересы профессионального сообщества.
Г.Н. Мищенко:
— Я бы хотела добавить пару слов по поводу того, что профстандарт разрабатывают специалисты. Моя задача заключается в том, чтобы организовать работу этих специалистов. У меня есть предложение от Ставропольской клинической больницы включить в профстандарт ортоптию.
Профессор Ю.Б. Слонимский:
— Сколько сегодня в Санкт-Петербурге работает оптометристов, и где они получили образование?
В.В. Самойленко:
— Цифру не назову, но если считать, что подготовка ведется около 20 лет и в год выпускается 50-70 человек, цифру можно получить. Другой вопрос — я не скажу, где они работают, т.к. мы обучаем ребят со всей страны, и я не знаю в Петербурге они или нет. В Петербурге — одна школа, в этом году поступили около 100 человек; в Москве — то же самое.
А.В. Золотарев:
— У меня складывается такое впечатление, что аудитория, офтальмологи и оптометристы, под термином «оптометрист» понимают несколько разные вещи. Эта точка зрения родилась на основе моей практической деятельности. Я как организатор здравоохранения должен решать задачи повышения доступности именно медицинской помощи. Вы как специалист, отвечающий за подготовку оптометристов, должны готовить специалистов для бизнеса.
Я не соглашусь, что бизнес должен занимать 3-е место, не стоит ему уделять высшее или низшее ранговое место. Идеальный вариант — достичь «симфонии» в этом вопросе. Здесь можно и нужно попытаться использовать возможности коммерческой оптометрии в интересах здравоохранения и попытаться, если получится, оптимизировать работу общественного здравоохранения, желательно без дополнительных расходов.
С этой точки зрения я бы хотел, чтобы Вы пояснили для аудитории следующий момент. Вы говорите, что в Ассоциацию можно направлять комментарии и предложения по профстандарту. Скажите конкретно, в какую ассоциацию, и кто из присутствующих в зале может считаться уполномоченными в написании стандарта, и кто не может считаться. Можно подумать о том, чтобы офтальмологи занялись подготовкой стандарта, более подходящего для офтальмологов. У нас здесь могут быть большие расхождения.
В.В. Самойленко:
— Я понял смысл вопроса. Я представляю систему среднего специального образования, Галина Николаевна Мищенко — ту ассоциацию, которую мы заявляем от первого до последнего слайда — Оптическую ассоциацию. Далее — кто уполномочен? Чтобы разбираться в этих вопросах, необходима некая азбука, азы. На самом деле уполномочивать никто никого не будет. Если вы посчитаете нужным написать альтернативный стандарт оптометриста, вы имеете право от имени любой организации: клинической, общественной, образовательной — обратиться в Минтруда и заявить себя в качестве разработчика профессионального стандарта. Это — заявительная процедура. Дальше вам придется обучить экспертов, обучить разработчиков и представить после всех согласований стандарт на утверждение.
Г.П. Мищенко:
— Я являюсь членом Координационного совета Оптической ассоциации, на общем собрании которой было принято решение разработать профстандарт. Меня назначили руководителем этого процесса, поскольку у меня два хороших технических и два хороших управленческих образования, у меня развито логическое мышление, и я могу работать с людьми. В каждую группу по разработке профстандарта входят 10-12 организаций, представляющих образовательную деятельность, профессиональную деятельность, компании, давно работающие на рынке. Если несколько компаний или организаций хотят разработать профессиональный стандарт, эти организации должны быть объединены. На сегодняшний день Оптическая ассоциация заявлена. Если будет заявлена еще одна группа, ее объединяют с Ассоциацией, и мы вместе с вами работаем над профстандартом.
Профессор А.В. Мягков (директор НОЧУ ДПО «Академия медицинской оптики и оптометрии», Москва):
— У меня есть своя точка зрения на обсуждаемые вопросы. Я одновременно являюсь руководителем образовательного учреждения, владелец бизнеса и доктор-офтальмолог, и оптометрист. Я понимаю, что такое требования рынка, его очень сложно оценить и недооценить, потому что рынок формирует спрос населения, и спрос, в свою очередь, формирует рынок, и мы должны на это реагировать. Сегодня прозвучала фраза о том, что офтальмологи сопротивляются оптометристам. Поверьте, я готовлю оптометристов 10 лет, и никогда офтальмологи совершенно не сопротивлялись появлению оптометристов. Это было в 1990-е годы, когда они пытались друг у друга отобрать хлеб в кабинете контактной коррекции. Сейчас уже давно все прошло. Более того, есть четкий симбиоз между офтальмологами и оптометристами.
В нашей клинике если врач-офтальмолог принял пациента, и ему необходимо назначить пациенту то или иное средство коррекции, он отправляет его к оптометристу.
Это объясняется тем, что время офтальмолога стоит дороже — выше уровень подготовки и т.д. Еще один важный момент — уважительное отношение к оптометристам.
На лекциях я часто им говорю, что они знают рефракцию иногда лучше, чем офтальмологи. Когда готовят врачей-офтальмологов, в интернатуре не уделяется столько внимания вопросам рефракции по сравнению с подготовкой оптометристов в системе СПО или дополнительного профессионального образования. Однако необходимо понимать, что должна быть преемственность оказания медицинской помощи. Если оптометристы будут лечить что угодно и как угодно и оказывать медицинскую помощь «просто так, потому что», тогда эти пациенты придут к врачу уже на пересадку роговицы или в детскую клинику.
Что касается стандарта, я очень благодарен Ассоциации и Галине Николаевне за то, что она взяла на себя этот труд, а сейчас все пытаемся критиковать. На самом деле это правильно. Я как руководитель бизнеса также считаю, что стандарты являются основанием, на котором будет строиться порядок оказания медицинской помощи, включающий стандарт оснащения кабинета оптометрии. Позвольте мне зачитать этот стандарт, взятый мной на сайте Ассоциации. Что должен делать оптометрист: проводить дифференциальную диагностику между вирусным и герпетическим кератитом. Нормально? Дальше: оптометрист должен делать тонографию и интерпретировать данные тонографии. Вы, офтальмологи, все можете это сделать? Не все. Вы знаете, что такое «отток — приток жидкости» и коэффициент Беккера? Я думаю, что фраза, прозвучавшая в конце предыдущего доклада о том, что «мы на последнем этапе пригласим экспертов, которые все «причешут»…