Юргену 28 лет. Слепой, тугоухий. Любит играть с пластиковыми мячиками. Из всех подопечных группы у него наиболее высокий уровень интеллектуального развития. Он не только понимает некоторые жесты, но и сам в определённой степени способен к коммуникации с помощью жестов. Например, Юрген способен не только сообщить о чувстве голода, но и с помощью специальных жестов сообщить, что именно он хочет поесть: мясо, рыбу, салат, пирог, бутерброд с колбасой и т.д.
Юрген — человек добродушный. Агрессии ни к кому не проявляет. Каждые три недели родители на несколько дней забирают его домой. Эти поездки его очень радуют.
* * *
Сабрине 41 год. Глухая, слабовидящая. Она понимает от десяти до двадцати простых жестов, но сама не способна их повторить. Любит вместе с сотрудниками жилой группы ходить по магазинам. Любит играть с губками для мытья посуды, брать их в рот. Любит блестящие предметы.
* * *
— Господин Пфайфер, у Вас нет опасений, что подробный рассказ о подопечных Вашей жилой группы шокирует наших читателей?
— Знакомство с инвалидами, тем более слепоглухими людьми — это соприкосновение с тяжёлыми судьбами, с людьми, у которых физические и психические ограничения теснейшим образом связаны между собой. Но в любом случае каждому человеку можно и нужно помочь, жизнь каждого человека может стать немного ярче, лучше и светлее.
Слепоглухие дети в школе для слепых и слабовидящих
Для того чтобы познакомиться с реабилитационной работой со слепоглухими детьми в «Фонде Святого Франциска», я решил посетить школу для слепых и слабовидящих, расположенную на территории монастырского комплекса. Всего в школе учатся 90 учащихся, 20 из них являются слепоглухими. Моей собеседницей стала Беате Шорк (Beathe Schork), руководитель отделения по работе со слепоглухими учащимися этого учебного заведения.
— Госпожа Шорк, хотелось бы узнать о специфике работы со слепоглухими учащимися.
— Среди двадцати учащихся нашей школы есть и тотально слепоглухие дети, и слепые дети с тугоухостью, и глухие мальчики и девочки с нарушениями зрения, и слабовидящие слабослышащие. Есть учащиеся, которые являются слепоглухими с рождения, кто-то потерял зрение и слух уже в подростковом возрасте…
Мы можем помочь всем детям. Также наши преподаватели участвуют в консультационной работе в отношении учащихся, которые учатся в других школах. Обычно это специализированные школы для инвалидов различных категорий.
Бывают различные ситуации. Например, слепоглухой учащийся посещает школу по месту жительства для слепых и слабовидящих детей или специальную школу, где собраны дети с различными категориями инвалидности. Таких школ много в каждом регионе Германии. Вроде бы всё замечательно!
Но часто бывает, что в своей школе ребёнок оказывается единственным слепоглухим учащимся. Учителя и воспитателя далеко не всегда могут найти подход к таким детям, способствовать их оптимальному развитию. В ряде случаев мы настоятельно рекомендуем родителям забрать их отпрыска из родной школы и определить в нашу школу, где имеется интернат.
— Родители соглашаются на такой вариант?
— По понятным причинам далеко не все родители хотят, чтобы их ребёнок-инвалид жил в интернате. В этом плане Германия ничем не отличается от России и других стран. Многие родители считают, что школа для инвалидов по месту жительства — это более приемлемый вариант. Но в нашей школе с середины девятнадцатого века проводится обучение слепоглухих детей. У нас накоплен огромный, уникальный опыт в этой сфере!
— А сколько в Германии школ для слепоглухих детей?
— Всего таких школ четыре, включая нашу. Все дети у нас обучаются по индивидуальным программам. Мы используем индивидуальные и коллективные занятия. Иногда приходится слышать, что обучение слепоглухих детей должно состоять только из индивидуальных занятий. Это не так.
Дети со слепоглухотой, так же как и любые другие дети, должны овладеть навыками коммуникации с другими людьми. Поэтому мы проводим групповые занятия для слепоглухих учащихся различных возрастов и различного уровня подготовки. Также слепоглухие дети привлекаются к проведению различных школьных мероприятий, где они взаимодействуют с незрячими и слабовидящими учениками с нормальным слухом.
— Не могли бы Вы рассказать о ком-нибудь из учащихся более подробно?
— Уже несколько лет у нас учится Михаил. Ему 16 лет. Непривычное для немецкого слуха имя объясняется тем, что он из немецко-греческой семьи. У него дома говорят и на немецком, и на греческом языках.
Даже с помощью двух слуховых аппаратов Михаил слышит очень плохо. И он почти ничего не видит. Но Михаил способен различать на слух отдельные слова и понятия, которые он знает. Он неплохо владеет рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом.
— Он может читать книги?
— Скажем так, он способен понять простой, короткий текст, написанный по Брайлю. Он может самостоятельно прочитать детскую книжку, изначально предназначенную для незрячих первоклассников. Но для слепоглухого юноши — это уже большое достижение!
Михаил также на элементарном уровне овладел языком жестов, он неплохо знает систему Лорма…
— Как в дальнейшем может сложиться судьба Михаила?
— Трудно давать какие-то прогнозы.
Михаил вряд ли сможет получить какое-либо профессиональное образование… Как и у многих слепоглухих детей, у Михаила поражения зрения и слуха сочетаются с умственной отсталостью. Но уровень его интеллектуального развития может позволить ему работать в мастерской для людей с инвалидностью.
Но дело не только в работе… Мы обучаем детей-инвалидов не для того, чтобы они в будущем получили какую-либо специальность и зарабатывали себе на жизнь. Самое главное, чтобы мальчик развивался, чтобы учёба и школьная жизнь доставляли ему довольствие.
Разумеется, будучи слепоглухим человеком, Михаил всю свою последующую жизнь будет зависеть от помощи государства и поддержки окружающих. Но мы стремимся к тому, чтобы он был бы радостным, весёлым, довольным, чтобы ему было интересно учиться, интересно жить... Слепоглухой человек может и должен быть счастливым!
— Госпожа Шорк, а почему Вы решили рассказать именно о Михаиле?
— Мне стоило огромных усилий уговорить его родителей «отдать» его в нашу школу. Они живут далеко от Хайлигенброна и очень боялись «оставлять» слепоглухого ребёнка в интернате. Они были уверены в том, что ему лучше жить дома и посещать школу для инвалидов по месту жительства.
А я наблюдала за Михаилом в течение нескольких лет. И как специалист по развитию слепоглухих детей я видела, что местная школа не справляется со своими обязанностями. Мы теряли драгоценное время! Наконец-то, после долгих и тягостных раздумий, родители со мной согласились, и Михаил стал учащимся нашей школы и воспитанником интерната.
И всё сложилось замечательно! В интернате ему нравится, он подружился с другими детьми. В его развитии можно наблюдать явный прогресс.
Я хочу стать известным в России!
В монастыре Святого Франциска можно встретить не только слепоглухих людей с умственной отсталостью. Здесь также живут инвалиды по зрению и слуху с нормальным уровнем интеллекта, которые способны дать интервью, рассказать о себе.
Таких людей можно встретить, например, в учебно-производственных мастерских. Слепоглухие, а также инвалиды других категорий, занимаются монтажно-сборочными работами, а также изготовлением различных электротехнических изделий. Организация производства полностью совпадает с учебно-производственными предприятиями Всероссийского общества слепых (ВОС) и Всероссийского общества глухих (ВОГ). Так же как и в России, руководители учебно-производственных мастерских постоянно заняты поиском коммерческих заказов, чтобы обеспечить работой своих сотрудников.
Йоахиму Бургеру (Joachim Burger) 57 лет. Он полностью слепой. Но с помощью двух слуховых аппаратов может распознать человеческую речь, если собеседник говорит медленно, чётко и находится в непосредственной близости от него.
— Господин Бургер, Вы согласны дать интервью для читателей газеты «Поле зрения»?
— Да, конечно, я хочу стать известным в России! В этой мастерской неоднократно бывали немецкие журналисты, но гостей из России ещё не было… Я работаю в мастерской по изготовлению корзин. Незрячие и слепоглухие люди во все времена и во всех странах занимаются плетением из ивового прута и других материалов. Я никогда не был в России, но уверен в том, что этим ремеслом в вашей стране инвалиды тоже занимаются.
— Какие корзины Вы изготовляете?
— От огромных до крошечных, сувенирных. Назначение корзин тоже разное: для бумаг, для покупок, для грязного белья, для хранения чистого белья, для грибов и ягод. Также плету подносы для посуды, различные шкатулки.
— Вы давно живёте в монастыре?
— Вся моя жизнь здесь прошла. Я попал в монастырь Святого Франциска в 1965 году, в возрасте шести лет, учился в монастырской школе. А после окончания школы стал работать в этой мастерской.
— Здесь работают только те люди, которые живут в монастыре, так же как и Вы?
— Это учебно-производственные мастерские для людей с инвалидностью. Поэтому здесь работают не только подопечные монастыря и «Фонда Святого Франциска», но и все инвалиды, которые могут и хотят выполнять эту работу. Рабочий день длится с восьми утра до шестнадцати часов сорока пяти минут, с перерывом на обед.
Обедаем мы в столовой на территории монастыря. Часть сотрудников живёт в жилых группах на монастырской территории, а остальные после окончания работы уезжают к себе домой.
— В Германии не принято спрашивать о зарплате, но, может быть, Вы раскроете этот секрет…
— Никакого секрета здесь нет. В наших мастерских зарплаты сотрудников-инвалидов составляют от ста до трёхсот евро в месяц. По моей информации, на других немецких предприятиях для инвалидов примерно такие же зарплаты. Меня это вполне устраивает. В монастыре я живу на полном обеспечении. Поэтому зарплату можно потратить на личные расходы. Официально я трудо-устроен здесь с шестнадцати лет. Но плести корзины я научился уже в шесть-семь лет, как только стал жить в монастыре.
Эта работа мне нравится именно тем, что я умею делать её хорошо. Говорю об этом без ложной скромности. Я отвечаю за качество своих корзин. И я уверен в том, что плетеная корзина — очень важная, жизненно необходимая вещь в домашнем хозяйстве.
— Простите за личный вопрос, у Вас с детства проблемы со зрением и со слухом?
— Я родился слабовидящим и слабослышащим. Именно поэтому в шестилетнем возрасте меня отдали на попечение в монастырь. Полностью зрение потерял уже в подростковом возрасте. Футбольный мяч попал мне в голову, произошло отслоение сетчатки.
Изготовлением корзин в нашей мастерской занимаются и тотально слепоглухие люди. Самое главное, чтобы интеллект у человека был в порядке, чтобы он мог понять суть производственного задания. Ведь каждая корзина должна изготовляться с учётом требований конкретного заказчика.
Ещё одна сфера деятельности, где работают незрячие и слепоглухие люди в монастыре Святого Франциска — изготовление щёток и кисточек. Для этого имеется специальная мастерская.
— Общаются ли сотрудники учебно-производственных мастерских во внерабочее время?
— Для этого у нас имеется немало возможностей. Для сотрудников во внерабочее время устраиваются занятия по гимнастике, кулинарные курсы, музыкальные занятия, проводятся уроки и мастер-классы по различным видам рукоделия. Часто проходят различные праздники, экскурсии, концерты.
* * *
Рассказ Йоахима Бургера дополнил социальный работник учебно-производственных мастерских Даниэль Оберт (Daniel Obert).
— В наших мастерских слепоглухие люди могут успешно выполнять самые разные виды работ. Вполне допустимо, если имеется лёгкая форма умственной отсталости или психические заболевания, не мешающие производственному процессу и не препятствующие взаимодействию с коллегами.
При глубокой умственной отсталости и тяжёлых формах психических заболеваний человек, к сожалению, не сможет стать сотрудником наших мастерских, но мы готовы с ним работать в рамках «Центра реабилитации и развития». Находясь в этом подразделении, можно, например, заниматься изготовлением корзин, кисточек и щёток не на заказ, а для собственного удовольствия, для подарков родным и близким.
Учебно-производственные мастерские — это не просто реабилитационное подразделение, а настоящее производство, где к сотрудникам предъявляются определённые требования. Пример Йохима Бургера наглядно показывает, что с этими требованиями вполне реально справиться. И работа доставляет удовольствие!
Фотографии автора и из архива «Фонда Святого Франциска — Stiftung St. Franziskus» (Германия)