В 1991 году в Санкт-Петербургском медицинском техникуме № 2 открылось Специальное отделение для инвалидов по зрению, дающее возможность получить специальность массажиста незрячим и слабовидящим людям. В советское время овладеть этой профессией люди с ограниченными визуальными возможностями, проживающие на просторах огромной страны, могли только в Кисловодском медицинском училище в Ставропольском крае. Конкурс в это учебное заведение был огромным. Многие способные и трудолюбивые абитуриенты не проходили жёсткий отбор и были вынуждены разочарованными возвращаться в родные края, расставшись с мечтой о заветном дипломе… В начале девяностых годов по примеру Кисловодска специальные отделения для подготовки массажистов стали создавать и в других российских городах, в том числе в Северной столице.
Илья Бруштейн
Востребованная специальность
В техникум корреспондент газеты «Поле зрения» приехал по приглашению заведующей Специальным отделением для инвалидов по зрению Ирины Ивановны Николаевой. Она работает здесь уже двадцать лет. В начале нашей беседы моя собеседница попросила не употреблять в материале выражение «учащийся техникума», встречающееся во многих журналистских статьях.
«В настоящее время в России средние специальные учебные заведения по уровню подготовки приблизились к вузам. Наши питомцы являются СТУДЕНТАМИ, а не учащимися и хотят, чтобы к ним обращались именно так», – подчеркнула И.И. Николаева. В настоящее время обучение в Специальном отделении проходят в общей сложности 90 человек: 33 студента на первом курсе, 20 – на втором, 37 – на третьем. Из них 20 человек являются полностью незрячими, 70 будущих массажистов – слабовидящие.
«Когда обучение незрячих и слабовидящих людей профессии массажиста происходило только в Кисловодске, ситуация была просто катастрофическая… – рассказывает И.И. Николаева. – Во-первых, мест категорически не хватало. Во-вторых, далеко не все незрячие люди из дальних регионов имели возможность приехать на учёбу в Ставропольский край. Тогдашний руководитель Кисловодского медицинского училища Николай Иванович Чаплыгин стал обращаться к своим коллегам-директорам из медицинских учебных заведений, а также в органы государственной власти с предложениями распространить опыт обучения массажу инвалидов по зрению на другие регионы. Его призыв был услышан. Специальные отделения открылись не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Омске, Владивостоке и других городах».
Директором Санкт-Петербургского медицинского техникума № 2 в то время была Евгения Алексеевна Родина. Именно она стала инициатором создания Специального отделения. Кстати, почти все его преподаватели проходили стажировку в Кисловодском медицинском училище.
Ограничений по возрасту для поступающих в техникум не существует. Здесь учатся и семнадцатилетние выпускники школ, и люди, уже успевшие отметить полувековой юбилей. Все иногородние студенты за символическую плату обеспечиваются общежитием.
«Главной отличительной чертой профессии массажиста я считаю её востребованность, – подчёркивает И.И. Николаева.– Восемьдесят процентов выпускников Специального отделения находят работу по специальности». Тема востребованности приобретённых знаний и навыков, ситуации на рынке труда постоянно звучала в беседах с преподавателями и студентами техникума.
В последние годы значительное число выпускников школ для инвалидов по зрению стало поступать в высшие учебные заведения. Девушки и парни успешно учатся в вузах, приобретают специальности юристов и экономистов, историков и филологов, программистов и бухгалтеров… Но после получения университетского диплома нередко оказывается, что трудиться по любимой специальности человеку с ограниченными возможностями здоровья не суждено.
Проблема трудоустройства, в первую очередь, касается полностью незрячих людей, а также лиц с тяжёлыми формами инвалидности по зрению. Заведующая Специальным отделением рассказывает о многочисленных абитуриентах, решивших стать массажистами, уже имея высшее образование. «Их привлекает возможность работать и зарабатывать, не быть обузой для родственников и близких», – рассказывает Ирина Ивановна.
Особо трудная ситуация складывается у тех, кто потерял зрение уже в зрелом возрасте. Таких студентов здесь немало. Не все из них сразу полюбили профессию массажиста… Для кого-то учёба в техникуме стала «вынужденным решением». И всё же большинство студентов с каждым днём занятий всё больше и больше увлекаются массажем, с удовольствием осваивают новые техники.
«Они приходят сюда по воле обстоятельств, повинуясь превратностям судьбы… А в конце концов находят себя в интереснейшем деле. Я уверена в том, что человек не сможет работать массажистом только из-за денег. Это должен быть выбор не только разума, но и сердца», – отмечает И.И. Николаева.
Овладеть искусством нравиться
В процессе учёбы студенты подробно изучают различные виды массажа: оздоровительно-профилактический, точечный, сегментарно-рефлекторный, соединительно-тканный. Особое внимание уделяется детскому массажу (включая работу с грудничками), а также применению массажа при конкретных недугах. Очевидно, что больному ревматизмом требуется иной массаж, чем человеку, пережившему инсульт.
Всего за три года обучения студентам предлагается более 1000 часов практических занятий. Не забывают в техникуме и о теоретических дисциплинах. Здесь изучаются анатомия, фармакология, сестринское дело. Студентам преподают основы хирургии и педиатрии, а также инфекционной безопасности.
Обучение студентов Специального отделения практически полностью соответствует программе, предлагаемой их «глазастым» сокурсникам, осваивающим специальность «медицинская сестра / медицинский брат». Правда, курс «сестринского дела» представлен в сокращённом объёме. Из него исключены пункты, которые, по мнению методистов техникума, требуют хороших визуальных способностей. Студентов учат правильно переворачивать больных, ставить им банки, горчичники… Но делать уколы и ставить капельницы им не разрешают.
С другой стороны, некоторые предметы преподаются в расширенном объёме. Например, курс «психологии» включает в себя темы, связанные с психологической реабилитацией инвалидов по зрению, взаимоотношениям относительно здоровых людей и людей с «особыми» потребностями. «Мне представляется, что «психология» является одним из важнейших предметов для будущего массажиста, – подчёркивает И.И. Николаева. – Людям этой профессии необходимо овладеть искусством нравиться, устанавливать психологический контакт с пациентами. Но при этом необходимо сохранять чувство собственного достоинства».
Что означает «искусство нравиться» применительно к незрячим и слабовидящим массажистам? Это способность забыть о собственных проблемах, собственной инвалидности и полностью эмоционально сконцентрироваться на делах и заботах пациента. Большинство людей связывают с массажем позитивные ассоциации. Массаж – это расслабление, спокойствие, чувство гармонии. Соответственно и сам массажист должен выглядеть умиротворённым и счастливым.
Массаж: искусство, ремесло, наука
Каким образом сама Ирина Ивановна Николаева увлеклась массажем? Как пришла к этой профессии?
– В 1974 году я окончила Ленинградское медицинское училище № 8 по специальности «медицинская сестра». До 1985 года работала в городской больнице им. Урицкого. Кстати, в училище массаж нам не преподавали. Мне уже тогда это казалось неправильным. Думается, что этот предмет должен стать неотъемлемой частью и среднего специального, и высшего медицинского образования.
В 1986 году И.И. Николаева поступила на биологический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (сейчас – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). В 1992 году получила диплом преподавателя биологии, химии и анатомии. В том же году стала преподавать анатомию студентам Специального отделения Санкт-Петербургского медицинского техникума № 2. С 1993 года – ведёт занятия по массажу. В 2010 году назначена руководителем отделения.
– Я стала осваивать массаж с 1988 года, будучи студенткой педагогического института. В то время в стране активно шла перестройка, развивалось кооперативное движение, стали возникать различные платные образовательные курсы. Я пошла на платные занятия по массажу. Понравилось! Потом посещала другие курсы, училась у различных массажистов, читала методическую литературу… В общем, к моменту окончания института стала профессиональной массажисткой.
Ещё в студенческие годы у Николаевой появились первые частные клиенты. Она стала специализироваться на детском массаже, на работе с грудничками, родившимися с патологией. Ирина Ивановна и сейчас продолжает заниматься массажной практикой. Она считает, что преподавать массаж может и должен только практикующий массажист, который передаёт собственный опыт, а не просто пересказывает материал учебников и методических пособий.
«Для меня массаж – это одновременно искусство, ремесло и наука, – поясняет И.И. Николаева. – Например, далеко не каждый массажист способен правильно провести избирательный постинсультный массаж. А ведь от него, во многом, зависит процесс реабилитации! С помощью массажа у больных, перенесших инсульт, восстанавливается правильная работа мышц, а значит – работа конечностей. Кстати, это вид массажа недаром называют «избирательным». Массажисту нужно знать, какие мышцы следует расслаблять, а какие – тонизировать. Главное, ничего не перепутать, чтобы не нанести вред больному!»
Ирина Ивановна подчёркивает, что врачебный принцип «Не навреди!» в полной мере относится и к массажистам. При кривошее, диспозиции тазобедренного сустава у новорожденных и ряде других заболеваний жизненно важно не упустить время. У родителей маленьких пациентов нет возможности оценить профессиональную квалификацию массажиста. Руководители лечебных учреждений тоже не всегда могут и хотят организовывать инспекции и проверки. Поэтому главным критерием оценки работы массажиста становится его собственная совесть.
Без дипломатических способностей не обойтись!
Я попросил Ирину Ивановну поделиться какими-либо случаями из педагогической практики.
– Не секрет, что инвалидность по зрению нередко сочетается с другими сопутствующими заболеваниями. Некоторые из этих заболеваний препятствуют работе массажиста. Или существенно эту работу осложняют. Например, несколько лет назад у нас учился незрячий юноша с поражением центральной нервной системы, вызывающем контрактуру – значительные ограничения движения суставов, отсутствие возможности полностью согнуть или разогнуть руку… Откровенно говоря, с таким диагнозом мы, вообще, не должны были принимать его на учёбу. Но у парня было страстное желание овладеть профессией массажиста, огромное трудолюбие. Он упорно боролся с последствиями своей болезни, старался адаптировать распространённые массажные техники в соответствии со своими возможностями. И у него всё получилось! Теперь его пациенты даже не догадываются о том, что у их массажиста не только отсутствует зрение, но и наличествует дефект суставов.
Заведующая отделением также обратила внимание, что будущим массажистам нужно учиться быть деликатными и дипломатичными.
– Некоторым выпускникам техникума не удаётся «ужиться» на рабочем месте, хотя они являются вполне грамотными и добросовестными специалистами. Но им, к сожалению, не хватает дипломатических способностей. Массажисты должны понимать, что они являются помощниками врачей, но не имеют право комментировать их действия. Ни в коем случае нельзя озвучивать пациенту свои сомнения в правильности назначенного ему лечения! Такие случаи приводят к конфликтам между массажистами и лечебным персоналом.
Страницы: 1 2