– Наверное, на платной основе операция может быть сделана быстрее?
– Да, частные пациенты оказываются в более «привилегированном» положении. Но такую ситуацию нельзя считать правильной. Не все люди могут оплачивать медицинские услуги из своего кармана. МНТК – государственное учреждение. Мы заинтересованы в том, чтобы предоставлять качественную и оперативную офтальмологическую помощь, в том числе и высокотехнологичную, в рамках системы обязательного медицинского страхования. Очевидно, что подобная работа невозможна без поддержки государства.
– Вы чувствуете эту поддержку?
– Отвечу дипломатично: поддержка есть, но хотелось бы, чтобы она была более интенсивной.
– Леонид Иосифович, не могу не спросить Вас о книге «Диабетическая офтальмопатия», вышедшей в 2012 году.
– У книги два редактора: профессор А.С. Измайлов и профессор Л.И. Балашевич. Я являюсь также одним из авторов этой книги.
– Вы ведь давно занимаетесь проблемами офтальмологических осложнений при диабете...
– Меня интересует эта тема с 1982 года.
– Не могли бы Вы более подробно представить этот труд читателям газеты «Поле зрения».
– Уверен, что эта публикация вызовет большой интерес в профессиональном сообществе. Это фундаментальный труд, знакомящий специалистов практически со всеми глазными проявлениями диабета.
Прочитав книгу, можно узнать о диабетической глаукоме, особенностях развития катаракты у больных диабетом, об осложнениях при операциях по поводу глаукомы и катаракты у диабетических больных.
Подробно освещаются осложнения, проявляющиеся на глазном дне: сетчатке, зрительном нерве и т.д. Книга освещает и консервативное, и лазерное лечение.
– Леонид Иосифович, мы встречаемся с Вами в предновогодние дни... Позвольте задать Вам несколько личных вопросов. Общаясь с Вами, всегда обращаешь внимание на отличную физическую форму, в которой Вы находитесь. Как Вам удаётся её сохранить?
– Спасибо за комплимент! Наверное, Вы ожидаете, что я начну говорить о важности физической культуры и спорта... Да, физическая активность в разумных пределах полезна для здоровья. Но если быть откровенным, то я никогда не был увлечённым спортсменом или физкультурником.
– Наверное, в период военной службы спортом приходилось заниматься...
– Конечно, занимался. По мере необходимости. Даже получил несколько спортивных разрядов. Теперь, будучи гражданским человеком, от этой обязанности я освобождён... Впрочем, некоторые формы физической активности мне нравятся: гулять на свежем воздухе, плавать.
Но секрет хорошей физической формы всё-таки не в этом. Самое главное – мне нравится моя работа. Она доставляет радость. А когда человек работает с удовольствием – это сохраняет и укрепляет здоровье.
Второй «секрет». У меня замечательная семья: любимая жена Мария Александровна и девятилетний сын Михаил. Кстати, Мария Александровна – тоже врач-офтальмолог. Родные во всём меня поддерживают. Семья – это надёжный тыл.
Ещё один «секрет»: стараюсь чаще заряжаться положительными эмоциями. Несмотря на большую занятость, выделяю время на отдых.
– Как Вы любите отдыхать?
– Самый лучший отдых для меня – рыбалка, общение с природой. Также люблю встречи с друзьями, родственниками. Но только без обильных застолий и выпивки.
– Вы придерживаетесь какой-то диеты?
– Не могу сказать, что придерживаюсь какой-то определённой диеты, но в пище себя сознательно ограничиваю. Не хочется набирать лишний вес. Это вредно для здоровья. Кроме того, я прекрасно понимаю, что рацион питания должен обязательно соотноситься с физическими нагрузками человека. Т.е. людям интеллектуального труда необходимо есть немного. По-другому быть просто не может!
– Вы известны не только как блистательный врач-офтальмолог, но и как успешный фотограф...
– Думаю, что могу назвать себя профессиональным фотографом. У меня много друзей и приятелей в фотографической среде. Участвую в коллективных выставках. Были и персональные выставки.
Фотография для меня – эликсир радости, источник вдохновения. Конечно, времени на это дело не хватает... Это для меня не просто увлечение, а такое же дело жизни, как и медицина.
– Знаю, что увлечение фотографией переплетается у Вас с любовью к фотографической технике.
– Здесь нужно различать две сферы деятельности. В течение многих лет я коллекционирую механические советские фотоаппараты. Это собрание насчитывает около 400 экземпляров. Представлены аппараты, начиная с двадцатых и заканчивая восьмидесятыми годами. Но этими фотоаппаратами – во всяком случае, большинством из них – я никогда не фотографировал и не собирался этого делать.
С другой стороны, меня всегда тянуло к качественным фотоаппаратам и объективам, которые можно и нужно использовать для работы. Для фотографа также важно обладать современной техникой, как для музыканта играть на профессиональном инструменте.
– В советское время многие фотографы мечтали о зарубежной фототехнике: «Лейке», «Кэноне», «Никоне»...
– Справедливости ради, надо сказать, что и в Советском Союзе выпускалась качественная фототехника и достойные объективы. В первую очередь, нужно упомянуть знаменитый «Зенит». Но на самом деле, отставание от ведущих западных производителей стало проявляться всё больше и больше.
Начиная с шестидесятых годов мировой рынок фотоиндустрии стали определять, в первую очередь, два производителя фототехники: «Никон» и «Кэнон». Фотографы разделились на два лагеря: никонианцев и кэнонианцев. «Лейка» и другие небольшие производители тоже удерживали свои позиции, но их влияние на фотографический мир было гораздо более скромным.
– Вы тоже мечтали о «Никоне» или «Кэноне»?
– Я не был исключением. Хотелось приобрести именно «Никон». Я довольно рано стал причислять себя именно к лагерю никонианцев. Но возникли сложности... В советское время эти аппараты было просто не достать. А в первые годы после распада СССР элементарно не хватало денег.
– Когда Вы приобрели свой первый «Никон»?
– Это интересная история. В 1994 году, находясь в Гданьске, в Польше, в небольшом магазине подержанной фототехники я присмотрел себе отличный фотоаппарат «Nikon FM». Аппарат был не новый, но в отличном состоянии. Настоящая «рабочая лошадка». К сожалению, денег на покупку у меня не было, и я стал искать выход...
Предложил продавцу произвести обмен. У меня в коллекции имелся уникальный фотоаппарат: настоящая «Лейка» 1924 года выпуска. Эту «Лейку» я и отдал за «Nikon FM». Командировки в Польшу, в Гданьск, в то время у меня были регулярными. Во время следующей поездки я взял с собой «Лейку», а вернулся со своим первым «Никоном» и набором объективов к нему.
– Всё-таки этот обмен трудно назвать равноценным: уникальная, раритетная «Лейка» в обмен на качественный, но довольно распространённый современный «Никон».
– Может быть, с формальной точки зрения я и продешевил. Зато получил отличный фотоаппарат, который впоследствии доставил много радости. Потом жизнь стала легче, зарплаты у врачей понемногу повышались... И в дальнейшем мне уже не приходилось выменивать фотоаппараты. Появилась возможность побаловать себя той фототехникой, к которой лежит душа. В 1999 году приобрёл свой первый цифровой фотоаппарат «Nikon D 100». Сейчас использую «Nikon D 800». Кроме того, имеется фотоаппарат компании «Sony».
– Одна из отличительных черт фотографов-профессионалов: сумка с набором объективов, которую они не устают носить с собой во всех поездках. Вы тоже придерживаетесь этого правила?
– Например, к «Никону» у меня имеется более десятка объективов. Из них в дорогу с собой всегда беру, как минимум, четыре: универсальный объектив с трансфокатором (переменным фокусным расстоянием) для репортёрской съёмки 28-200 мм, портретный объектив 80 мм, объектив для макросъёмки 100 мм и стандартный объектив 50 мм. Такой, вот, джентельменский набор.
– Чем объясняется такой выбор?
– Дело в том, что объективы с трансфокатором – при всём удобстве их использования! – всегда обладают худшими оптическими характеристиками, чем так называемые «дискретные» объективы с определённым, фиксированным фокусным расстоянием. Теоретически один объектив с трансфокатором мог бы заменить все «дискретники». Но в реальной жизни это невозможно.
Для создания достойных фотографий необходимо не просто приобрести набор дискретных объективов, не лениться носить их с собой, но и – самое главное! – изучить свойства и особенности каждого объектива.
Например, для создания портретов идеально подходит специальный портретный объектив. Он обладает большой светосилой, т.е. способен дать малую глубину резкости. Это значит, что при портретной съёмке резким оказывается именно то, что хочет фотограф, а фон размывается. Таким образом, ничто не отвлекает зрителя от сути портрета, от изображения человека или животного (животные иногда тоже становятся героями портретной съёмки).
– Но ведь фон можно «размыть» при последующей компьютерной обработке...
– Это не совсем так. Ни одна компьютерная программа обработки изображений не заменит качественного фотоаппарата и достойного объектива. И самое главное – компьютер никогда не сможет устранить ошибок фотографа. Искусство фотографии невозможно свести к компьютерным технологиям.
Используя специальный светосильный объектив и работая с диафрагмой, фотограф может определить глубину резкости своего снимка. В любом случае чёткими и резкими должны быть глаза. А дальше – всё зависит от фотографа.
– Наверное, в некоторых случаях лучше не делать фотографию слишком резкой, чтобы не показывать каждую морщинку, каждый дефект кожи...
– Бывают и такие ситуации. Но бывает и наоборот: портрет просто требует, чтобы каждая морщинка была чётко «прорисована». Это касается, например, портретов пожилых людей. В их морщинах – вся их прожитая жизнь. Их судьба, их характер.
Важной характеристикой портретного объектива является так называемое «боке». Этим термином обозначают ту часть изображения, которая сознательно остаётся нерезкой. У хороших объективов боке обладает явными эстетическими достоинствами. В полной мере воспроизвести боке при обработке фотографии в графическом редакторе практически невозможно.
– Знаю, что Вы не одиноки в своём увлечении. Многие врачи-офтальмологи увлекаются фотографией...
– Это связано с тем, что по своей конструкции фотоаппарат очень напоминает человеческий глаз. Кроме того, и офтальмология, и фотография немыслима без зоркого, осмысленного зрения.
– Не могли бы Вы рассказать о том, как рождается удачный снимок?
– Например, не так давно я гулял с фотоаппаратом по Парижу и подошёл к Собору Парижской Богоматери. У этого памятника архитектуры обратил внимание на молодую девушку, буквально впивающуюся глазами в фасад здания и застывшую с открытым ртом от восторга. Мне показалось, что это удачный сюжет для снимка.
– Леонид Иосифович, в завершение нашей беседы хотел бы попросить Вас поделиться планами и пожеланиями на будущее. Как будет развиваться Санкт-Петербургский филиал МНТК в следущие четверть века?
– Давайте встретимся через 25 лет и поговорим об этом!
Во всяком случае я уверен в том, что и через 25 лет наше медицинское учреждение будет оставаться одной из ведущих офтальмологических клиник Северо-Западного региона России и международно признанным, авторитетным научным центром.
16.01.2013
Беседу вёл Илья Бруштейн